окружающий мир 4 класс (ОС «Школа 2100») Учитель начальных классов МБОУ «Спеховская СОШ» п. Куженкино Стрельникова Ж.А.
Органы выделения
Тема урока: Для чего и как мы дышим?
узнать для чего дышит человек узнать для чего дышит человек как происходит дыхание как происходит дыхание из каких органов состоит дыхательная система из каких органов состоит дыхательная система определить правила здорового образа жизни определить правила здорового образа жизни Цели:
Основные отличия живых организмов Способность к обмену веществ (питание, дыхание, выделение) Способность к обмену веществ (питание, дыхание, выделение) Способность реагировать на внешнюю среду Способность реагировать на внешнюю среду Рост Рост Размножение Размножение
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДЫШИМ ? Питание клеток организма кислородом Питание клеток организма кислородом Выведение углекислого газа Выведение углекислого газа
носовая полость Согревание воздуха Согревание воздуха Нос как ОБОГРЕВАТЕЛЬ: Холодный воздух согревается кровяным «отоплением».
Очищение воздуха Очищение воздуха Нос как ПЫЛЕСОС: В ноздрях есть реснички, на которых застревает пыль с вредными «пассажирами» – микробами.
Увлажнение воздуха Увлажнение воздуха Нос как УВЛАЖНИТЕЛЬ: В носу постоянно влажно, чтобы увлажнять сухой воздух. чтобы увлажнять сухой воздух.
Охлаждение воздуха Охлаждение воздуха Нос как ХОЛОДИЛЬНИК: Нос охлаждает горячий воздух, чтобы не обжечь наши нежные легкие.
Строение гортани Гортань – Гортань – образована хрящами, соединенными между собой В гортани находятся В гортани находятся голосовые связки голосовые связки
Функции носоглотки и гортани Функции носоглотки и гортани Защита дыхательной системы от попадания пищи Защита дыхательной системы от попадания пищи Образование звуков Образование звуков
КОГДА Я ЕМ, Я ГЛУХ И НЕМ
Строение трахеи и бронхов Трахея - трубка длиной см Трахея - трубка длиной см Хрящевые полукольца Хрящевые полукольца Внутренние стенки покрыты слизистой оболочкой Внутренние стенки покрыты слизистой оболочкой Бронхи –более тонкие трубки, ведущие в легкие Бронхи –более тонкие трубки, ведущие в легкие Функции трахей и бронхов
Строение легких Парные губчатые органы Парные губчатые органы Множество мелких пузырьков – альвеол, густо оплетенных кровеносными сосудами Множество мелких пузырьков – альвеол, густо оплетенных кровеносными сосудами Функции легких Обмен газов между кровью и воздухом в легких Обмен газов между кровью и воздухом в легких
Гигиена дыхания: Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
Гигиена голосового аппарата: Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Органы дыхания
Проверь себя
Тест Органы дыхания 1. В каком органе дыхания воздух обогревается, очищается? А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея. 2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея. 3. Какой орган дыхания перекачивает воздух? А) трахея; Б) лёгкие; В) бронхи; 4. Какую функцию выполняют органы дыхания? А) очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток влаги; Б) переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами; В) обеспечивают клетки организма кислородом, избавляют от углекислого газа;
Самопроверка (А, Б, Б, В)
узнать для чего дышит человек узнать для чего дышит человек как происходит дыхание как происходит дыхание из каких органов состоит дыхательная система из каких органов состоит дыхательная система определить правила здорового образа жизни определить правила здорового образа жизни Цели:
Домашнее задание 1. Всем с. 31 ответить на вопросы, стр , 5,6 –т. 2. На выбор -составить антирекламу курения. - написать сочинение на тему: «Путешествие Кислородика по моему организму».
МОЛОДЦЫ!!!