Развитие института наставничества как технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации ТЕЛИЦЫНА А.Ю., МОО «СТАРШИЕ БРАТЬЯ СТАРШИЕ СЕСТРЫ»
Один страстный человек лучше сорока заинтересованных. Почему люди становятся волонтерами?
Программа «Старшие Братья Старшие Сестры» - программа индивидуального наставничества для детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Программа действует с 2003 года. Миссия программы: Оказание помощи в реализации личностного потенциала детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через профессионально организованное взаимодействие со старшим волонтером-наставником.
Этапы подготовки волонтеров 1.Интервью. 2. Прохождение психологической диагностики. 3. Сбор рекомендательных писем, справок о несудимости и о состоянии здоровья (в т.ч. психического). 4. Прохождение обучающих тренинговых занятий (16 часов). 5. Принятие решения о допуске волонтера к участию в программе. Примерное время прохождения всех этапов подготовки месяца.
Блоки интервью: 1. Формальные сведения (ФИО, дата рождения, адрес проживания, контакты, место работы и т.д.) 2. Информация о семье и детстве. 3. Характер и личностные особенности. 4. Ближайшее социальное окружение. 5. Состояние здоровья. 6. Информация о проблемах с законом. 7. Травмирующие события в жизни. 8. Опыт учебы и работы. 9. Хобби и интересы. 10. Выявление мотивации участия в благотворительной деятельности. 11. Пожелания к ребенку (возраст, пол, группа здоровья и пр.)
Основные направления тренинговых занятий 1. Ознакомление с правилами и стандартами программы (основной деятельности). 2. Изучение психологических особенностей детей различных возрастных групп, а также особенностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. Освоение техник установления доверительного контакта с ребенком. 4. Основные способы времяпровождения и развития ребенка. 5.Безопасность. 6. Способы поведения в конфликтных ситуациях.
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» ДСЗН (2007 г. - настоящее время); ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» ДСЗН (2007 г. – настоящее время); ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» ДСЗН (2009 г. – настоящее время); ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Южный» ДСЗН (2009 г. – настоящее время); ГБОУ Детский дом 12 ДСЗН (2011 г. – настоящее время); ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Возрождение» ДСЗН (2014 г. - настоящее время); ГКУ СРЦ для несовершеннолетних «Отрадное» ДСЗН (2012 – 2013 гг.); ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида 65 Департамента образования г.Москвы (2009 – 2010 гг.).
Общее количество волонтеров, подавших заявки в период с 2011 – 2014 гг.: г.: получено 297 заявок, из них: 94 волонтера прошли обучение 58 обрели подопечного 2012 г.: получено 254 заявки, из них: 93 волонтера прошли обучение 65 обрели подопечного 2013 г.: получено 527 заявок, из них: 139 прошли обучение 98 обрели подопечного 2014 г.: получено 385 заявок, из них: 152 волонтера прошли обучение 99 обрели подопечного
Направления деятельности волонтеров-наставников в рамках программы: - познавательное (расширение кругозора, посещение музеев, выставок, экскурсий и т.п.); - социально-бытовое (развитие навыков, необходимых в самостоятельной жизни, для успешной адаптации в социуме – хозяйственно-бытовые, коммуникативные навыки, навыки рационального использования денежных средств и т.д.); - обучающее (помощь в освоении школьной программы, дополнительное образование);
Направления деятельности волонтеров-наставников в рамках программы: - профориентационное (помощь в выборе будущей профессии, определение сферы интересов, мотивация к обучению); - здоровье и гигиена (правила гигиены, привитие ребенку норм заботы о своем здоровье); - личностное развитие (развитие положительных личностных качеств, мотивации к продуктивной деятельности и т.д.);
Направления деятельности волонтеров-наставников в рамках программы: - спортивное (совместные занятия спортом); - творческое (освоение любого направления творческой деятельности, развитие воображения ребенка и его творческих способностей); - досуговое (организация совместного досуга: игровая деятельность, прогулка в парке, чтение литературы и т.д.).
Оценка эффективности программы за уч.г. у 40% детей появилось больше уверенности в себе; 36% детей стали более общительными, улучшили свои коммуникативные навыки; 50% стали более самостоятельными; 59% детей стали иметь более четкие представления о своем будущем; у 43% детей расширился круг социальных контактов, социальных связей; 39% детей стали более ответственно относится к своим обязанностям; у 46% детей появились новые увлечения и интерес к социальной жизни; 35% детей стали более организованными.
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «СТАРШИЕ БРАТЬЯ СТАРШИЕ СЕСТРЫ» Ваше время сегодня – их будущее завтра! Москва, ул. Матросская тишина, дом 23 стр. 1, офис 3 (ст. м. Преображенская площадь) Тел Исполнительный директор Телицына Александра Юрьевна