МБОУ Васильевская СОШ Педагог- психолог Чалова О.И.
ребёнок с детства учится пользоваться техникой можно занять ребёнка в очереди, в транспорте можно обучаться по развивающим программам (так можно выучить буквы, цифры, различные понятия), смотреть развивающие мультики, читать книги и т.д. возможность играя учить иностранный язык
сужение круга интересов подростка стремление к созданию собственного мира, уход от реальности пристрастие к виртуальному общению снижение умственных способностей (эффект Google) занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных отношениях. Нарциссические расстройства-основной характеристикой людей с нарциссическим расстройством личности является преувеличенное мнение о себе. Они чувствуют себя избранными и великими и ожидают восхищения со стороны других.
Обсессивно-компульсивные расстройства (гомофобия)- при этом заболевании навязчивости буквально преследуют человека и отравляют все его существование общение, труд, отдых. Попытки бороться с ними, как правило, безуспешны, и это еще усиливает тревожность. игровая зависимость некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма Синдром дефицита внимания и гиперактивности - неврологической-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Эйфория за компьютером Невозможность остановиться Увеличение количества времени за компьютером Пренебрежение семьей, друзьями Проблемы с учебой, отказ делать уроки Сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, либо игнорирование такой просьбы Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира Сухость в глазах Головные боли и боли в спине Пропуск приемов пищи, нерегулярное питание Пренебрежение гигиеной Расстройство сна, изменение режимов сна Синдром карпального канала (распространенная проблема, оказывающая влияние на работу кисти руки и запястья). Частые перемены настроения
наличие забот и страхов отсутствие друзей отсутствие хобби родители не проводят время с ребенком
Адвентурные игры. «Приключенческие». Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется с ними работать.
Стратегии. Основная цель - завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из - за большой продолжительности по времени.
Аркадные игры. Для этих игр характерно по уровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за " особые заслуги " такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
Ролевые игры. Цель - отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип - использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
3D-Action. Цель игрока - уничтожить как можно больше соперников. Такие игры сугубо развлекательны, они развивают моторные функции играющего. Но данный вид игр считается жестоким и его категорически запрещается использовать при работе с детьми.
Симуляторы, имитаторы ( Авто -, авиа -, спортивный и т. п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
Логические - головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьюте ре. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания. При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка общаться с друзьями, учиться, в " уходе " в виртуальный мир компьютера.
Ребёнок ест, готовит уроки у компьютера; проводит за компьютером большую часть свободного времени (6-10 ч в день); провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу - сидел за компьютером; приходит домой и сразу садится за компьютер; стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам; родителям отзывается не с первого раза; практически нет реальных друзей, зато много виртуальных; во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны; забыл поесть, почистить зубы; пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Не делать из компьютера « приз » за успехи и хорошее поведение. Не заставлять ребенка испытывать чувство несправедливости. Узнать, что конкретно расстраивает или радует ребенка при общении с компьютером. Постоянно убеждать ребенка, что компьютерный мир – нереальный, а сам компьютер – такая же техника, как холодильник или микроволновка. Поощряйте другие – реальные – интересы. Регулярно разговаривайте с ребенком о его настроении. Установите ограниченное время взаимодействия со ВСЕМИ гаджетами. Привлекайте к помощи других людей : тренера, психолога, уважаемых друзей семьи и др. Подбрасывайте ребенку информацию к размышлению.
Ученик 1 класса – 45 минут в неделю; Ученик 2-3 класса – 45 минут в неделю; Ученик 4-6 класса – 2 часа в неделю, но не более 1 часа в день; Ученик 7-9 класса – 2, 5 часа в неделю, но не более 1 часа в день; Ученик класса – 7 часов в неделю, но не более 1 часа в день.
Ученые исследуют детей и с удивлением сообщают, что они больше не разговаривают друг с другом по телефону, а только переписываются - часто, коротко и все больше картинками. Каждая минута, проведенная за компьютером, снижает плотность костей.