МАСТЕР-КЛАСС « Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся» Ведущий : Морозова Наталья Васильевна Учитель географии и биологии
Цель мастер-класса: совершенствование педагогического мастерства учителей в использовании интерактивных методов обучения учащихся 2
Постановка задач мастер-класса Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: объяснить, что такое интерактивное обучение; видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов на своих уроках. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: объяснить, что такое интерактивное обучение; видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов на своих уроках. 3
4 В последние годы в педагогике часто используется понятие «интерактивные методы обучения». Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.
Особенности, характеризующие интерактивное обучение: включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося; более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности. включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося; более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности. 5
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: 1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; 2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; 3.Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; 2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; 3.Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 6
Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов: Подготовительный этап; I этап – постановка проблемной ситуации; II этап – формирование учебных групп; III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе; IV этап – презентация групповых решений; V этап – рефлексия прошедшего занятия. 7
I этап – постановка проблемной ситуации. На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность. Так, например, при работе по теме урока «Температура воздуха» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее. 8
II этап – формирование учебных групп. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока: на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу; при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки, которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу; учащиеся уже знают, что на столе с буквой «А» находятся задания легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока: на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу; при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки, которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу; учащиеся уже знают, что на столе с буквой «А» находятся задания легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать. 9
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы. 10
Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии: 11
12 Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.
IV этап – презентация группового решения Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. Презентация решений может проходить в одной из форм: - устное сообщение; - представление структурно-логических схем; - заполнение таблиц и пр. Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. Презентация решений может проходить в одной из форм: - устное сообщение; - представление структурно-логических схем; - заполнение таблиц и пр. 13
V этап – рефлексия прошедшего занятия. Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? 14
«Карусель» Вашему вниманию я хочу предоставить один из методов интерактивного обучения, и мы попробуем на практике выполнить несколько заданий. 15
Вопросы для обсуждения 16
17 методов интерактивного обучения Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса Можете ли вы ответить все «да» в опроснике «9 вопросов»… Самым интересным для меня сегодня было… В своей дальнейшей работе я… Я пожелал бы ведущему урок учителю… 18
Фруктовый сад 19
Творческих успехов, уважаемые коллеги!!! 20