Профессиональная компетентность и профессиональное развитие Курс лекций проф. Лызь Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
Advertisements

Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
П РОФЕССИОНАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТА В ОБЛАСТИ АТТЕСТАЦИИ Над темой работали: Соколова Елена Витальевна Ивлева Евгения Васильевна.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя.
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Удина Т.Н., 2010 © Удина Т.Н., 2010 «Немногие гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» К. Боуви Мини-лекция. «Составляюшие профессиональной.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Мотивация трудового поведения персонала Понятие мотивации употребляется в двух смыслах: 1. как система факторов, вызывающих активность организма и определяющих.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Транксрипт:

Профессиональная компетентность и профессиональное развитие Курс лекций проф. Лызь Н.А.

Современное развивающееся общество требует от профессионала: способностей организовывать свою деятельность в различных условиях и масштабах времени; умений согласовать свои возможности и способности с условиями и требованиями профессиональной деятельности, способностей к переоценке и развитию накопленного опыта, готовности обучаться в течение всей жизни, умений результативно общаться, работать в командах, управлять работой исполнителей, осознания и принятия целей профессиональной деятельности и ответственности за ее результаты.

Характеристики профессионала Источники представлений о конкретно- профессиональном содержании характеристики Основные подструктуры личности, к которым относится характеристика Основные процессы, в которых формируется характеристика 1234 Профессиональная подготовленность как совокупность проф. знаний, умений и навыков Виды и специфика проф. задач Сфера опыта Традиционно е обучение, практическая деятельность Профессионально важные качества как совокупность психических свойств и черт личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности Требования проф. деятельности Индивидуаль но- психологические качества Тренировка, практическая деятельность Характеристики профессионала:

Характеристики профессионала Источники представлений о конкретно- профессиональном содержании характеристики Основные подструктуры личности, к которым относится характеристика Основные процессы, в которых формируется характеристика Профессиональная направленность как совокупность устойчивых интересов, мотивов профессиональной деятельности Цели, предмет, средства и условия проф. деятельности Мотивацион ная сфера Накопление опыта деятельности в разных сферах, самоопределение Профессиональная культура как владение ценностями, содержанием, средствами и способами решения профессиональных задач Требования проф.деятельности и специфика профессионального мира Мировоззрение, сфера опыта Обучение, практическая деятельность, включенность в сообщество профессионалов Характеристики профессионала:

Профессиональная компетентность как особая форма организации знаний, умений, мотивов и качеств, обеспечивающая принятие эффективных решений в профессиональной сфере Характеристи ка субъекта профессиональной деятельности Мировоззрение, опыт, психологические качества, мотивационная сфера, самосознание Самопознание, профессиональное самоопределение, проф. деятельность, обучение Профессиональное мастерство как высший уровень профессионализма, характеризующий субъекта, развивающего себя средствами профессии, обогащающего опыт профессии, вносящего в нее творческий вклад Условия и возможности реализации индивидуального потенциала человека в проф. деятельности Личность в целом как субъект жизнедеятельности, составляющей которого является субъект проф. деятельности Саморазвитие и самореализация в проф. деятельности Характеристики профессионала:

Стадии профессионального становления личности п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии Аморфная оптация (0-12 лет) Оптация (12-16 лет) Профессиональ- ная подготовка (16-23 года) Профессиональ- ная адаптация ( лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное само- определение Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества

п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии Первичная профес- сигнализация Вторичная профес- сигнализация Профессиона- льное мастерство Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические ново- образования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития Стадии профессионального становления личности

Противоречия внутри структуры профессионала как субъекта между специальной компетентностью, социальной и личностной; между ориентацией «на себя в деле» и «на дело в себе»; между ориентацией на результат работы и на ее процесс; между ориентацией на саморазвитие и самосохранение; между ориентацией на профессиональные и на оригинальные образцы; между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму; между стойкими особенностями психики человека и работой именно по данной профессии; между особенностями проявлений активности в профессиональной и внепрофессиональной областях; между темпами развития мотивационных и операциональных составляющих деятельности; между процессами развития и компенсации личных качеств, содействующих или препятствующих успеху в работе.

КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса Кризис учебно- профессиональной ориентации (14-17 лет) Кризис профессионального выбора (16-20 лет) Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки Смена мотивов учебно- профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

3. КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса Кризис профессиональных экспектации (19-23 года) Кризис профессионального роста (23-25 лет) Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несов- падение профессиональных ожиданий и реальной действительности Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей Активизация профессиональных усилий. Корректи-ровка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятель-ности. Хобби, семья, быт

Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) Кризис социально- профессиональной самоактуализации (40-42 года) Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Кор- рекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизио- логические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональ- ные деформации Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социаль- но-профессиональная дея- тельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, создание новой семьи КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) Кризис социально- профессиональной адекватности (65-70 лет) Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально- экономической взаимопомощи. Вовлечение в общественно-полезную деятельность Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональные деформации – деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияющие на ее продуктивность, порождающие профессионально нежелательные качества и изменяющие профессиональное поведение человека. Профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

Компетентностный подход Профессиональная компетентность – это особая форма организации знаний, умений, мотивов и качеств, обеспечивающая принятие эффективных решений в профессиональной сфере. Компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать адекватное решение, позволяющее достигнуть поставленной цели. Формой существования компетентности является деятельность, которая характеризуется высокой степенью ценностно- смыслового принятия, а также адекватностью целей, средств и результатов, что обеспечивается сознательно выработанной ориентировочной основой деятельности (В.В. Сериков). Профессиональная компетентность – это комплексная характеристика человека, отражающая проявления личности, ее когнитивного, делового, творческого потенциала в профессиональной деятельности. Компетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен).

Формирование компетентности Наиболее важные составляющие компетентности (склонность анализировать явления, учитывать прошлый опыт, предвидеть препятствия, проявлять инициативу и др.) можно развивать только в процессе стремления к значимым целям (Дж. Равен). Компетентность может развиваться в специально организованной учебной деятельности студентов, имитирующей профессиональную, дающей опыт самостоятельного решения проблем. Компетентность является следствием саморазвития индивида, его не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта (В.В. Сериков). Компетентность невозможно навязать, невозможно сформировать извне в обход смыслов, намерений, интересов самого человека.

Требования к образовательному процессу в вузе Расширение использования образовательных технологий, ориентированных не на репродуктивную деятельность обучающихся, а на творческий поиск, создание разработок и проектов, исследовательскую деятельность. Высокий уровень самостоятельности студента, организация самоуправляемой учебной деятельности. Особое внимание к личностному развитию студентов, активизация личностных механизмов профессионального становления.