Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 181» на учебный год
Возрастные и индивидуальные категории детей Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении МДОУ «Детский сад 181» Заводского района г. Саратова
Возрастные и индивидуальные категории детей Всего в МДОУ воспитывается 180 дошкольников. Общее количество групп:6 общеразвивающей направленности – 6 групп (с 1,6 до 7-и лет) Из них: Вторая младшая группа с 3 до 4 лет – 1 группа Средняя группа с 4 до 5 лет – 2 группы Старшая группа с 5 до 6 лет – 1 группа Разновозрастная (старшая - подготовительная к школе группа с 5 до 7 лет – 1 группа Подготовительная к школе группа с 5 до 7 лет – 1 группа
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Васильевой, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в ирамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Парциальные программы, используемые в ДОУ Приоритетное направление Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой. Издательство «Детство – Пресс», 1998 г. Реализуемые программы, учебно-методические пособия Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.; Основы здорового образа жизни. Часть 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. - Саратов, Научная книга, 2000 г. - региональный компонент.
Условия реализации Программы В дошкольном учреждении созданы все условия для полного и гармоничного воспитания и развития детей. В ДОУ функционируют, оснащенные необходимым оборудованием: музыкальный зал - 1, физкультурный зал - 1 кабинет социального педагога – 1, кабинет педагога-психолога-1, на территории ДОУ оборудованы физкультурные площадки.
Кадровое обеспечение Заведующий дошкольным учреждением А.В. Матвеевой - высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы более двадцати лет. Соответствие занимаемой должности. Старший воспитатель М.Н Войтко – среднее специальное педагогическое образование, педагогический стаж более двадцати лет. Высшая квалификационная категория. Педагогическую деятельность осуществляют 11 педагогов, из них: 6 педагогов - с высшим профессиональным образованием; 5 педагогов со средним профессиональным образованием; 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию; 5 педагогов имеют соответствие должности; 5 вновь поступивших педагогов не имеют квалификационной категории
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Целями и задачами взаимодействия работы с родителями педагоги ДОУ считают: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в образовательный процесс; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укреплении здоровья детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Сотрудничество воспитателей и родителей обеспечит ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, поможет развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. В выстраивании образовательных отношений учитывается основной принцип Конвенции ООН о правах ребенка – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), работников ДОУ) и детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Модель взаимодействия педагога и родителей. 1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей). Родители: Сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация). 2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ Педагоги: Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты) Родители: Встреча со специалистами. Просмотр открытых мероприятий. 3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Педагоги: Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, творческая мастерская. Выбор содержания, форм с семьей ребенка. Родители: Получение консультативной индивидуальной помощи. 4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ Педагоги: Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Дни здоровья», «День матери», конкурсы, выставки, тренинги, семинары). Родители: Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, совместные проекты.
Традиционные события, праздники, тематические мероприятия ДОУ День знаний День города Праздник Осени День народного единства Познакомимся с книжкой Новый год стучится в двери Святочные колядки В гостях у Неболейки - физкультурный праздник Зимняя олимпиада Школа пешеходов День защитника Отечества Масленица 8 Марта Праздник народной игрушки Фольклорный праздник День смеха Всемирный день здоровья Весна-красна! Этот День Победы Эстафета зелёного огонька Выпускной бал День защиты детей Летние олимпийские игры