Программа повышения квалификации специалистов областных, городов Алматы, Астаны управлений, районных (городских) отделов образования и методических кабинетов
День 9 Совместная работа руководителей школ и учителей прошедших обучение в ЦПМ для улучшения работы школы
День 9 Занятие 1 Роль Директора школы и других педагогов, обученных в ЦПМ и его сетевых сообществах
Что такое сетевое сообщество? Сетевое сообщество - это (установление) сети деловых контактов, налаживание связей, обмен профессиональной информацией Сетевое сообщество - это объединение энтузиастов, которые имеют общие интересы в, например, предметной области, креативности, ИКТ Сетевое сообщество может быть очной/сотрудничество в школе или «онлайн» системой, где участники могут общаться и поддерживать друг друга с помощью устных, письменных или электронных средств, в зависимости от вида сети
Что такое сетевое сообщество? Сетевое сообщество обычно предполагает форум для обмена, открытого взаимодействия и сотрудничества Они бывают двух видов: школьные («внутренние») и школьные-кластера (в географическом районе)
«Когда / Как / Что» действует в сетевом сообществе Сетевые сообщества могут встречаться (или взаимодействовать) на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе в зависимости от потребностей и интересов группы – во внеурочное время По структуре сети могут быть неформальными или формальными - как правило, они характеризуются видом собраний: очные или дистанционные (онлайн) Во время собраний происходит ряд деятельностей, например дискуссии, переговоры, случаи или проблемы
Для чего необходимо сетевое сообщество? Создание связей Снижает вопрос изоляции механизм поддержки Форум для обсуждения и дебатов Обмен передовой практики - обучение у других Содействие для рефлексии Мотивация практикующих Поощрение исследовательской работы и сотрудничества Наращивание потенциала решение проблем Социальная возможность NSCL (2006: 13-14)
Организация работы сетевого сообщества Директора рассматриваются как важные участники / развивающие сетевые сообщества (Джоплинг и Крэнделл 2006) Сторонники лидера играют центральную роль, особенно на ранних стадиях, когда на них часто полагаются при формулировке ценностей, на которых основывается деятельность сетевого сообщества Успешное сетевое сообщество предполагает совместную деятельность участников, а не выполнение задач, одним лицом (NCSL 2006: 14) Действующее администрирование может быть необходимо для управления денежными средствами, налаживания связей, визитов, встреч, ресурсов
Предложения 1, Школы должны быть убеждены, что количество дополнительных усилий, прилагаемых для участия в сетевых сообществах стоит того 3, Нетворкингу нужны люди, которые могут совместно работать и решать проблемы. 2, Поддержание желания изменений и участия в сети зависит от того, видят ли участники доказательства изменений для учителей и особенно для молодых людей, 4, Сети должны наращивать внутренний потенциал и оставаться проницаемыми для внешних знаний и опыта для устойчивого развития. NSCL (2006: 3)
День 9 Занятие 2 Роль Директора школы и других в поддержке профессиональных обучающих сетевых сообществ между школами
Что такое профессиональное обучающее сетевое сообщество? Профессиональное обучающее сетевое сообщество – это, совместная работа группы школ, возможно вместе с другими партнерами, над планированием, улучшением и контролем комплекса мероприятий, которые повышают качество обучения и преподавания в школах, и определяют положительную разницу в достижениях ученика
Профессиональные обучающие сетевые сообщества Обучающие сетевые сообщества имеют различные названия: сообщества практики, веб-форумы, сети электронного обучения, обучающие сообщества, тематические группы В настоящее время обучающие сетевые сообщества являются одним из самых популярных методов формирования потенциала (Джеймс 2010 : 1)
Профессиональные обучающие сообщества – цели Создание профессиональных знаний и обмен опытом Распределенные, глубокие и последовательные изменения в практике и структурах школ Влияние на вовлеченность ученика в процесс обучения и успешность в сообществе знаний
Из чего состоит обучающее сетевое сообщество? Сетовое сообщество сотрудничество подотчетность Отношения Формирование потенциала и поддержки Исследование ЛидерствоФокус и цель (NCSL, 2005: 2)
Роли в сетевом сообществе Роль Функция Связующий (коннектор) Соединяет людей из разных групп Гейткиппер Является буфером между своей и другими группами – влияет на информацию, которая поступает в группу Бродкастер (представитель) Передает информацию из группы наружу Координатор Соединяет людей из одной группы Периферийный специалист Обеспечивает экспертизу, которая важна для группы по мере необходимости Люркер (изолирование) Потенциальный вещатель (Анклам, 2010)
Важность Лидера в сетевом сообществе Одной из отличительных особенностей успешных сетевых сообществ является содействие и руководство. Они могут исходить от одного человека или от небольшой группы, в зависимости от масштаба сети и характера ее деятельности (NCSL, n.d.: 2)
Лидер сетевого сообщества: основные роли 1. Коммуникация 2. Управление системой знаний 3. Изменение взаимоотношений 4. Формирование потенциала 5. Планирование устойчивого развития
День 9 Занятие 3 Коучинг и Менторинг как механизмы реализации Планов по развитию школы
Коучинг и менторинг (НИШ - ЦПМ, 2012: 369) Коучинг – это активный творческий процесс взаимодействия между коллегами. В процессе данного взаимодействия тренер инициирует обсуждения или учебные мероприятия, которые развивают профессиональные знания и навыки его коллег. Тренеры поощряют совместные размышления о существующей практике, с последующим обменом идей. Диалог между тренерами и их коллегами рефлексивный и взаимный. Эффективный коучинг повышает уровень компетентности в аспектах практики, приводит к более высоким уровням понимания и позволяет коллегам делать более обоснованные решения о своей практике. Процесс коучинга взаимосвязан с процессом менторинга: коучинг фокусируется на выявлении способностей обучаемого, в то время как наставничество сосредотачивается на предоставлении профессиональной поддержки. Менторинг – это длительный процесс создания доверительных отношений между ментором( успешным педагогом) и подопечным, чтобы помочь подопечному повысить эффективность его практики. В процессе наставничества ментор охотно делится его / ее опытом и знаниями и подопечный развивает его / ее профессиональные навыки и ищет решение проблем для того, чтобы внести изменения в его / ее профессиональную практику. Процесс менторинга взаимосвязан с процессом коучинга: менторинг фокусируется на профессиональной поддержки подопечных, а коучинг на выявлении способностей.
Коучинг постоянные отношения, которые могут продолжаться в течение длительного времени может быть более неформальным и встречи могут проходить тогда, когда подопечному необходим совет, руководство или поддержка более длительные сроки позволяют лучше узнать человека ментор, как правило, более опытный и квалифицированный, что его подопечный - это часто старший человек в организации, который может передать знания, опыт и открыть двери для досягаемости возможностей акцент делается на карьере и личном развитии повестка дня задается подопечным, с ментором для оказания поддержки и руководства наставничество вращается вокруг профессионального развития подопечного Менторинг отношения, как правило, длятся продолжительное время имеет более структурированный характер и встречи проводятся на регулярной основе краткосрочные (иногда время ограничено) и сосредоточены на конкретных областях развития / вопросах тренер не должен иметь непосредственный опыт формальной профессиональной роли их подопечного, если только коучинг не является специфическим и ориентированным на навыки внимание направлено на развитие / вопросы по работе повестка дня ориентирована на достижение конкретных насущных целей коучинг вращается вокруг более конкретных направлений развития / вопросов NIS – COE (2012: 370)
Подталкивать / подтягивать Коучинг «Подталкивания» - это решение чьих-то проблем за них (вынуждая их измениться – с указаниями) Коучинг «подтягивания» – это помощь в решении собственных проблем (мотивируя их измениться – без указаний)
Модель менторинга (Пегг, 2003) Вызовы Выбор ы последствия Креати вные решения Вывод ы
День 9 Занятие 4 Оказание поддержки работе по развитию директоров и учителей 3, 2 и 1 уровней
Дифференцированная поддержка - примеры Директора школ - демократическое руководство, стратегический обзор и обзор поддержки Учителя, уровень 1 - создание плана, мониторинг и оценка целей, встреч Учителя, уровень 2 – поддержка «подталкивания» и «подтягивания» тренеров и наставников (специфика, баланс поддержки?) Учителя, уровень 3 – сфокусированный вклад и поддержка в отношении целевых областей (семь модулей) Родители / опекуны и дети - содействие и сбор взглядов и мнений о деятельности школы Учителя, не проходившие обучение в ЦПМ и учителя прошедшие обучение в ЦПМ – стратегии взаимообучения, возможности менторинга, наблюдение практики