Дети и война К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»
Эпиграфы: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Л.Н.Толстой Заря вставала над землёй, заря вставала. Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась. Фашизм без жалости шагал по всей планете. Застыли люди от беды, притихли дети. Ираида Мордовина
А. Пластов. «Фашист пролетел», 1942 г.
Константин Михайлович Симонов. Р одился в Петрограде ( сейчас- Санкт- Петербург), но все детство провел в далеких военных городках, так как отчим был военным, и семья часто переезжала. Своего родного отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мама научила его любить литературу и поэзию. Симонов закончил школу, получил рабочую специальность токаря, но стал писать стихи, публиковать их в газетах и журналах, затем учился в Литературном институте. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом на фронте, его стихи солдаты переписывали, учили наизусть: «Жди меня, и я вернусь», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие. После войны Симонов писал романы, пьесы, воспоминания. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска
Брестская крепость Руины Тереспольских ворот Руины Южной казармы «Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от ).
В 1965 г. Брестской крепости присвоено звание крепость-герой, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» С1971 г. Мемориальный комплекс. Главный монумент и вечный огонь
Послушайте стихотворение
Лафет – это …
. -Зачем Симонов рассказал эту историю? Стихотворение К.Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети и взрослые.
Домашнее задание (одно по выбору): 1)Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...". 2)Написать сочинение "След войны в моей семье". 3) Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны? – письменный ответ или презентация. 4)Нарисовать рисунок, сделать фотоколлаж по изучаемой теме. 5)Сочинение по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя». 6) «Брестская крепость в художественных образах»- подобрать картины художников о защитниках Брестской крепости.