«Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка» Оммук Наталья Степановна Оммук Наталья Степановна учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «Куломзинская СОШ» МОУ «Куломзинская СОШ» Муниципальный педагогический марафон
Основополагающие принципы образования в 21 веке: научиться жить вместе, развивая знания о других людях, их истории, традициях и научиться жить вместе, развивая знания о других людях, их истории, традициях и образе мышления; образе мышления; научиться приобретать знания; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться работать; научиться жить. научиться жить.
Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника выделяются следующие компетенции: познавательная, познавательная, коммуникативная, коммуникативная, ценностно-смысловая, ценностно-смысловая, информационная, информационная, личностная. личностная.
Функциональная грамотность - владение минимумом общественно необходимых знаний и навыков. 1.Чтение: освоение различных типов и видов чтения, работа с текстом, осмысление цели чтения. 2.Письмо: создание текстов, актуальных для успешной социализации человека. 3.Работа с различными источниками информации (словари).
Виды словарей: Толковый словарь. Толковый словарь. Словарь «Пиши правильно» (орфографический словарь). Словарь «Пиши правильно» (орфографический словарь). Обратный словарь (грамматический словарь). Обратный словарь (грамматический словарь). Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический словарь). Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический словарь). Словарь происхождения слов (этимологический словарь). Словарь происхождения слов (этимологический словарь). Словарь устойчивых выражений (фразеологический словарь). Словарь устойчивых выражений (фразеологический словарь). Словарь образования слов. (словообразовательный словарь). Словарь образования слов. (словообразовательный словарь).
Толковый словарь (пример задания в 3-м классе) 1) Алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый; 1) Алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый; 2) васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый. 2) васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый. Выпиши выделенные прилагательные, найди в словаре существительные, от основ которых они образованы. Покажи образование слов письменно. Выпиши выделенные прилагательные, найди в словаре существительные, от основ которых они образованы. Покажи образование слов письменно.
Обратный словарь. (пример задания во 2-м классе) Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на –дка. Как ты думаешь в чем трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка-будочка. Найди чуть дальше слова на –тка. Выпиши10 слов, для пяти из них напиши проверку: утка-уточка. Составь из слов, основа которых оканчивается на –дка и –тка, диктант.
Орфоэпический словарь. (пример задания во2-м классе) Прочитай разговор папы и сына правильно. -Что ты такой скучный? -Что ты такой скучный? -Я не нарочно. -Я не нарочно. -Чтобы не было скучно, давай сделаем скворечник. -Чтобы не было скучно, давай сделаем скворечник. -Можно, я сначала позавтракаю? -Можно, я сначала позавтракаю? -Ну конечно, сейчас поджарим яичницу. -Ну конечно, сейчас поджарим яичницу.
Этимологический словарь. (пример задания в 3-м классе) Найди слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный дальние родственники ? Найди слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный дальние родственники ?
Фразеологический словарь. (пример задания в 4 классе) Подбери к иллюстрациям устойчивые выражения.
Словообразовательный словарь. (пример задания в 4 классе) От основы слова барабан образуй прилагательное и существительное. Проверь себя по словарю. От основы слова барабан образуй прилагательное и существительное. Проверь себя по словарю.
Литература: 1.Начальная школа.- 8, Начальная школа плюс до и после.- 6, Чуракова Н.А. Русский язык, 2 класс. Методическое пособие.-М.:Академкнига/ Учебник, Чуракова Р.Г.Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.-М.Академкнига/Учебник, 2007.