(учитель начальных классов МАОУ 5 "Гимназия г. Мегион М.С. Глоба) "Применение метода моделирования для формирования знаково-символических УУД"
«Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самыми отвлеченными символами» Лебедева С.А.
Определите место познавательных УУД на этой модели
Постройте символическую модель понятия УУД, используя приём "Фишбоун". Определите место знаково- символических действий и моделирования в построенной схеме. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос
Постройте символическую модель понятия УУД
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания. структурирование знания.
Соотнесите предмет и его модель, покажите стрелками соответствие
Одно из ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД знаково-символическое действие моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), а также преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Моделирование – Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. Модель – Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. Результат моделирования – Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта. новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ Первый этап замещение оригинала на модель с помощью знаково-символических действий, создание образа-заменителя. Второй этап кодирование создание модели оригинала с помощью знаково- символических действий, создание образа модели. Третий этап декодирование приближение к оригиналу.
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ перевод текста на знаково-символический язык вещественными или графическими средствами построение модели (обозначение связей, отношений) работа с моделью (достраивание или перестраивание)
Определите этап моделирования в заданиях 144, 196 учебника Математика для 2 класса И.И. Аргинской. Первый этап замещение оригинала на модель с помощью знаково-символических действий, создание образа-заменителя. Второй этап кодирование создание модели оригинала с помощью знаково- символических действий, создание образа модели. Третий этап декодирование приближение к оригиналу.
Найдите в учебнике задания, работая над которыми, можно применить моделирование. Какой вид модели необходимо выбрать? (пользуйтесь схемой на экране).
Моделирование на уроках математики при решении арифметических задач Рис. 1.Рис Рис. 3 5 ? 3 Рис. 4 ? 4 2 Рис.5 5 ? 5 4 ? 5?
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ При построении модели простой задачи рассуждай так: 1. О чем задача? (формулирую одним предложением) 2. Мне известно..., данные я обозначу знаками...; 3. Надо узнать..., вопрос задачи обозначу знаком -?; 4. Как связаны данные и искомое? (часть и целое, часть и кол-во частей, кол-во частей и целое и т. д.) 5. Моделирую схему изображаю знаками данные и искомое, показываю на схеме связь данных и искомого 6. Пересказываю задачу, глядя на модель. 7. Сравниваю полученную модель с условием и вопросом задачи.
1. Составьте модели к задачам: а) Масса арбуза 6 кг. Это в 3 раза больше, чем масса дыни. На сколько больше масса арбуза, чем дыни? б) В пруду плавало 23 гуся и 16 уток. Когда еще несколько птиц прилетело, их стало 48. Сколько птиц прилетело? в ) Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь - в 8 раз больше. Сколько км в день пролетает почтовый голубь? 2. Преобразуйте модели так, чтобы все задачи решались в 3 действия.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа Прочитав текст параграфа "Живая и неживая природа", составьте опорную схему для пересказа. Изобразите модель произведения Джанни Родари "Отчего идет дождь?" (Учебник В.Ю. Свиридовой Литературное чтение (ч.2) для 2 класса) Практическая работа в группах Изобразите модель распределительного свойства умножения относительно сложения. Какую схему вы составили бы вместе с детьми на уроке обобщения по теме "Члены предложения"? Представьте свою модель кумулятивной композиции русской народной сказки "У страха глаза велики". (Учебник В.Ю. Свиридовой Литературное чтение (ч.2) для 2 класса. Произведите декодирование, используя схему оригами.
При использовании метода моделирования рекомендуется учесть: начинать обучение приемам моделирования необходимо с первых уроков. учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы. учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы(модели) учебной работы.
существенно меняет отношение учащихся к учебному процессу делает учебную деятельность осмысленной и более продуктивной приближает к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие обеспечивает такую ключевую компетенцию образования как научить учиться. позволяет использовать приёмы технологии развивающего обучения оптимизирует процесс формирования универсальных учебных действий
Покажите с помощью модели всё, о чем мы сегодня говорили или то, что после мастер-класса вам стало понятней.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА Сформулируйте итог в в форме синквейна (пятистишия): первая строка – название темы (одно существительное); вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных); третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.