Подготовил : Голошивец Максим, ученик 7 Б класса Проверила : Актувганова Е. С., учитель обществознания и МХК
Георгий Победоносец ( Святой Георгий, Георгий Каппадокийский, Георгий Лиддский ) христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяче начальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
В 1- й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но на утро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах ( вариант с острыми гвоздями внутри ). Всю следующую ночь он молился и на утро опять предстал перед императором. Его избили платьями ( воловьими жилами ) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым. На 7- й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес ( воскресил умершего и оживил павшего вола ), что заставило многих обратиться в христианство.
Латинские тексты его жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Они гласят, что по наущению дьявола персидский император Дациан, повелитель 72- х царей, подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии, уроженец Мелитены, он жил там у некоей благочестивой вдовы. Его подвергли многочисленным пыткам ( дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными остриями, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, изнутри утыканный гвоздями, который сбрасывали с обрыва, били кувалдами, клали столб на грудь, швыряли на голову тяжелый камень, клали на раскаленное железное ложе, лили расплавленный свинец, бросали в колодец, забивали 40 длинных гвоздей, сжигали в медном быке ). После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 дней. Его стойкость и чудеса обратили в христианство человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора.
Дамиан. « Св. Георгий воскрешает павшего вола », Житийная икона св. Георгия. В клеймах можно разглядеть различные пытки, в том числе и те, которых нет в стандартно списке например, как его жгут в медном раскалённом докрасна быке Микаэл ван Кокси. « Мученичество святого Георгия »
Универсальный и очень сложный символ. Дракон, или " крылатый змей ", объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь ( змея ), и дыхание жизни ( птица ). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.
Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы ; как лунная ( элемент влаги, море и хаос ) сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть.
Нимб ( от лат. облако, туча ) условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы ( круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом ( крещатый нимб ) важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма, в христианском искусстве распространяется с IV века. В исламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых. В византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу.
Красный цвет - цвет всего мистического, таинственного, потустороннего. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги. В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса.