Лекции Метод анкетирования в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Основная цель лекции: Рассмотреть метод анкетирования, как один из вспомогательных методов в психологии
План лекции: 1. Метод анкетирования и его роль в психологии; 2. Анкетный вопрос и его функции; 3. Классификация вопросов анкеты; 4. Анкета, её структура, разделы; 5. Требования к формулировке вопросов анкеты; 6. Виды анкетирования; 7. Достоинства и недостатки метода анкетирования
Метод анкетирования и его роль в психологии
Анкетирование - это психологический вербально- коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета
Считается, что первым анкетирование как научный метод применил Ф. Гальтон в своих психодиагностических исследованиях
Анкетный вопрос и его функции
1. Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой- либо другой; 2. Коммуникативная функция обусловлена его логической природой: любой вопрос появляется тогда, когда имеется не только потребность в информации, но и адресат, от которого эта информация может быть получена. 3. Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов.
Классификация вопросов анкеты
1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); 2) по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); 3) по функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.); 4) по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); 5) по технике заполнения (трудные, сложные)
Анкета, её структура, разделы
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ
ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ! 1 - отвечать исследовательской задаче; 2 - быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых; 3 - быть одинаково понимаемы всеми читающими; 4 - быть одинаково сформулированы; 5 - быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого; 6 - быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа
ВОПРОСЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ! 1 - иметь двойного толкования; 2 - предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями; 3 - предопределяться социальной ситуацией; 4 - носить отпечаток установки исследования; 5 - носить внушающий характер, в виде подсказок; 6 - быть такими, на которые нет информации у опрашиваемою (недостаточно памяти, мышления); 7 - быть такими, на которые можно получить информацию из других источников; 8 - быть в большом количестве
По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование; По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.); По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале); Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса
Список литературы: Основная литература: 1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, с. Дополнительная литература: 1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: учеб. пособие. – СПб: Речь, – 72 с. 2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», с.
Электронные источники: Университетская библиотека on-line 1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанова А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект, – 382 с. Электронный доступ: _id= Основные методы сбора данных в психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А. Капустина. – М.: Аспект-Пресс, – 158 с. Электронный доступ: _id=104540
Спасибо за внимание!