Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса (2009): на базе данных GEM К.э.н., доц. Алимова Т.А., д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю. (ГУ-ВШЭ)
Грушинская конференция, Структура презентации 1.«Глобальный мониторинг предпринимательства»: методология и возможности 2. Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса
Грушинская конференция, Глобальный мониторинг предпринимательства: методология и возможности
Грушинская конференция, О проекте Global Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населенияGlobal Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения начат в 1999 г. в 10 странах, в 2009 г. - в 53 странах. Ежегодно публикуются сводные отчеты, а также специальные тематические отчеты ( в 1999 г. в 10 странах, в 2009 г. - в 53 странах. Ежегодно публикуются сводные отчеты, а также специальные тематические отчеты ( свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEMсвыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM От России с 2006 г. - смешанная команда в составе ВШМ Санкт-Петербургского гос. ун-та и Лаборатория социологических исследований ЦФИ ГУ-ВШЭОт России с 2006 г. - смешанная команда в составе ВШМ Санкт-Петербургского гос. ун-та и Лаборатория социологических исследований ЦФИ ГУ-ВШЭ Университеты, участвующие в проекте, имеют возможность использовать международную базу данных для целей обучения и научных исследований Университеты, участвующие в проекте, имеют возможность использовать международную базу данных для целей обучения и научных исследований
Грушинская конференция, Определение предпринимательства в GEM …любая попытка создать новое предприятие или новый биснес, - напр., самозанятость, учреждение новой предпринимательской фирмы или расширение уже существующего биснеса, предпринимаемая физическим лицом, группой физических лиц или уже существующей фирмой
Грушинская конференция, Задача GEM … ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) Каков вклад предпринимательской активности в экономическое благосостояние отдельных наций и всего мирового сообщества? 2) Что правительства могут сделать, чтобы повысить уровень предпринимательской активности?
Грушинская конференция, Важнейшие инструменты GEM Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, APS (ГУ- ВШЭ)Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, APS (ГУ- ВШЭ) Стандартизованные экспертные анкеты об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах (ВШМ СПбГУ)Стандартизованные экспертные анкеты об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах (ВШМ СПбГУ) Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д. (ВШМ СПбГУ)Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д. (ВШМ СПбГУ)
Грушинская конференция, Социальный, культурный, политический контекст РУПД МСП («вторичная» экономика) предпринимательские возможности Предпринимательские способности, навыки, мотивация Новые фирмы Крупные устойчивые фирмы («первичная» экономика) Рост национальной экономики (рабочие места и технологические инновации) Графическое изображение концептуальной модели GEM Источник: Maria Minniti. Global Entrepreneurship Monitor, 2005 Executive Report
Грушинская конференция, Особенности методики GEM: в отличие от др. проектов (WB: Doing Business и др.) респонденты - не фирмы, а физические лица – в т.ч. самозанятые и предприниматели…GEM: в отличие от др. проектов (WB: Doing Business и др.) респонденты - не фирмы, а физические лица – в т.ч. самозанятые и предприниматели… поэтому из анализа выпадает учредительство новых биснесов существующими предпринимательскими фирмами (интрапренерство)поэтому из анализа выпадает учредительство новых биснесов существующими предпринимательскими фирмами (интрапренерство) Подавляющая часть респондентов APS к числу действующих или потенциальных предпринимателей не принадлежит, а значит…Подавляющая часть респондентов APS к числу действующих или потенциальных предпринимателей не принадлежит, а значит… …при стандартной выборке APS ( ) объемы большинства целевых групп не позволяют получить результаты, выходящие за пределы доверительного интервала – владельцы устоявшегося биснеса, добровольноые предприниматели и т.д.…при стандартной выборке APS ( ) объемы большинства целевых групп не позволяют получить результаты, выходящие за пределы доверительного интервала – владельцы устоявшегося биснеса, добровольноые предприниматели и т.д. В практике др. стран-участниц поэтому используются либо большие выборки, либо агрегирование данных за ряд лет для получения большей размерности целевых группВ практике др. стран-участниц поэтому используются либо большие выборки, либо агрегирование данных за ряд лет для получения большей размерности целевых групп
Грушинская конференция, ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ опроса взрослого трудоспособного населения
Грушинская конференция, Возможности анкетного опроса GEM (взрослое население) : Социально-демографический портрет Социально-демографический портрет Поселенческие особенности Поселенческие особенности Человеческий капитал и факторы, влияющие на принятие решения о начале предпринимательской деятельности Человеческий капитал и факторы, влияющие на принятие решения о начале предпринимательской деятельности Мотивация предпринимательской деятельности Мотивация предпринимательской деятельности Структура финансирования ранних предпринимателей Структура финансирования ранних предпринимателей Виды деятельности ранних предпринимателей Виды деятельности ранних предпринимателей Инновационность (по технологии и по продукту)Инновационность (по технологии и по продукту) Экспортный потенциал Экспортный потенциал Перспективы роста (занятость в среднесрочной перспективе)Перспективы роста (занятость в среднесрочной перспективе) Влияние социальных сетей на возможности и условия старта Влияние социальных сетей на возможности и условия старта Прекращение предпринимательской деятельности: причины и последствия Прекращение предпринимательской деятельности: причины и последствия
Грушинская конференция, Группировка стран в GEM (2009) для 54 стран- участниц Global Competitiveness Report methodology (Schwab, 2009) : Экономики, эксплуатирующие факторы производства Algeria*, Guatemala*, Jamaica*, Lebanon*, Morocco, Saudi Arabia*, Syria*, Kingdom of Tonga, Uganda, Venezuela*, West Bank and Gaza Strip, Yemen Стремящиеся к эффективности экономики Argentina, Bosnia and Herzegovina, Brazil, Chile*, China, Colombia, Croatia*, Dominican Republic, Ecuador, Hungary*, Iran, Jordan, Latvia*, Malaysia, Panama, Peru, Romania*, Russia*, Serbia, South Africa, Tunisia, Uruguay* Инновационные экономики Belgium, Denmark, Finland, France, Germany, Greece, Hong Kong, Iceland, Israel, Italy, Japan, Republic of Korea, Netherlands, Norway, Slovenia, Spain, Switzerland, United Kingdom, United Arab Emirates, United States * Страны, совершающие переход к след. стадии
Грушинская конференция, TEA и ВВП на душу населения, 2008
Грушинская конференция, Cross-country GEM data, 2009 Страна Нарож д. Нов. бис н. TEAУстояв ш. би зн. Discontin. of busine sses Вынуж д. (% TE A) «Улучшател и» среди добровольно. (% of TEA) Стремящиеся к эффективности экономики Китай Венгрия Латвия Россия Инновационные экономики Франция ФРГ Нидерланды США
Грушинская конференция, Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса (2009)
Грушинская конференция, Некоторые показатели предпринимательской активности населения России в динамике ( ) Индекс измерите ль TEA%4,92,73,53,9 Hарождающиеся%3,51,31,71,8 Владельцы нового биснеса%1,41,31,82,1 Владельцы устоявшегося биснеса%1,21,412,1 TEA_OPP%3,41,92,52,6 TEA_NEC%1,40,50,71,1 Доля выбывших за 12 мес.%1,11,0 2,0
Грушинская конференция, Условия для предпринимательского старта во время кризиса Большинство предпринимателей считают, что кризис ограничил возможности для предпринимательского старта Чем больше срок жизни биснеса, тем пессимистичнее его владельцы: от 80% негативных оценок для группы устоявшихся предпринимателей до 76% - для новых и 47% - для нарождающихся предпринимателей.
Грушинская конференция, Перспективы действующего биснеса в условиях кризиса Не только возможности для начала нового биснеса, но и перспективы уже существующего биснеса изменились в 2009 г. в подавляющем большинстве случаев в худшую сторону. Ожидания роста биснеса ослабли у порядка 1/3 нарождающихся предпринимателей, 2/3 владельцев нового и ¾ - устоявшегося биснеса.
Грушинская конференция, Нарождающиеся предприниматели в условиях кризиса Порядка половины нарождающихся предпринимателей намеревались продолжать его вне зависимости от кризисных явлений Для большинства нарождающихся предпринимателей кризис стал основной причиной прихода в биснес.
Грушинская конференция, Возрастная структура нарождающихся предпринимателей в условиях кризиса В 2009 г. существенно изменилась возрастная структура нарождающихся предпринимателей за счет увеличения доли более старших возрастных групп: Нарождающиеся предприниматели в возрасте лет в 2009 г. составили 23% группы, а в 2008 г. – лишь 4%. Нарождающиеся предприниматели в возрасте от 18 до 24 лет в 2009 и 2008 гг. составили 10% и 26%, соответственно.
Грушинская конференция, Уровень образования нарождающихся предпринимателей в условиях кризиса Если в 2008 г. ¾ имели среднее образование, а ¼ - высшее, то в 2009 г. появились нарождающиеся предприниматели с низким уровнем образования, доля которых составила 16%.
Грушинская конференция, Мотивационная структура предпринимательства в России, 2009 Тип мотиваци и Предпринимательские когорты Всего нарождающ иеся Владельцы нового биснеса Владельцы устоявшегося биснеса чел.% % % % Доброволь ная 1963,32567,61026,35451,4 Вынужден ная 1033,3924,31642,13533,3 Смешанная 13,312,71026,31211,4 NA 0,0 25,425,343,8 Всего 30100,037100,038100, ,0
Грушинская конференция, Выводы На фоне ухудшения воспринимаемых условий – активизация раннего предпринимательства Нарождающиеся предприниматели в условиях кризиса – старше, с более высоким уровнем образования и социальным капиталом До половины – имеют ранее опыт предпринимательской деятельности Усиления расслоения по мотивам (вынужденные / добровольноые)
Грушинская конференция, Спасибо за внимание! Подробнее о проекте GEM: Др. презентации по результатам исследований ГУ-ВШЭ в рамках GEM – на сайте: Последние публикации на базе материалов проекта: Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики, 2008, 8, С Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики, 2008, 8, С Чепуренко А. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России, 2008, 2, с Чепуренко А. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России, 2008, 2, с Теория предпринимательства в России. По материалам "Глобального мониторинга предпринимательства«. Ред.: М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, с.Теория предпринимательства в России. По материалам "Глобального мониторинга предпринимательства«. Ред.: Алимова Т.А., Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, с.Алимова Т.А.Чепуренко А.Ю.Образцова О.И.