Составление алгоритмов на уроках математики МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа Учителя: Похабова В.И.
Способы обучения учащихся составлению алгоритма: 1. Сообщение учащимся готового алгоритма. Такой способ не является лучшим, но позволяет экономить время. 2. Подведение учащихся к самостоятельному открытию алгоритма. 3. Самостоятельное составление учащимися алгоритма, что более ценно.
1.1. Прочитай внимательно задачу. Задание B1 ( 2523) В пачке бумаги 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 7 недель? 2 Найди, сколько всего листов бумаги необходимо. Для этого количество расходуемых в неделю листов умножь на количество недель. 800*7=5600(л) 3 Раздели найденное количество листов на количество листов в одной пачке. 5600:500=11 (ост 100) 4 Проанализируй полученный результат! (устно) Необходимо купить 11 пачек и еще 100 листов. Так как листы продаются только пачками, то нужно купить 11+1=12 пачек. 5 Запиши ответ 12 6 Зайди в открытый банк заданий ЕГЭ и реши самостоятельно аналогичные задачи. 1 способ. Сообщение учащимся готового алгоритма
2 способ. Подведение учащихся к самостоятельному открытию алгоритма Этапы составления алгоритма 1. Введение алгоритма 2. Усвоение алгоритма 3. Применение алгоритма
1 этап. Введение алгоритма: Актуализация знаний. -Выяснить у учащихся, что они понимают под словом «алгоритм»? Для чего необходимо применять алгоритмы? -Повторить учебный материал, необходимый для открытия нового алгоритма Открытие алгоритма Оформление алгоритма (текст, таблица, схема)
Открытие алгоритма учащимися Даю 3 однотипных задания (два на известное правило, а третье - на незнакомое). Возникла проблема! Разбираемся, как каждый учащийся пришел к такому результату. Ученик говорит, как работал, комментирует свои шаги-действия. (Учитель фиксирует на доске или учащиеся - на листах А4). На примере учащегося, выполнившего правильно все действия, выясняем, как он выполнял (ученик оперирует фактами: законами, свойствами, теоремами) Если нет правильных вариантов, задаю наводящие вопросы и подвожу к нужному варианту. Все ответы учащихся фиксирую на доске, учащиеся комментируют свои действия. (Это про что? Как это понял учащийся? А ты это так понял?) В результате такой работы на доске появляется оформленный алгоритм выполнения 3 задания в виде текста, схемы, таблицы и др. 1 этап
2 этап. Усвоение алгоритма Отработка отдельных операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности. Выполнение самостоятельной работы по алгоритму (с последующей взаимопроверкой и взаимообучением). По ходу выполнения упражнений даются дополнительные разъяснения, а к наиболее трудным – ответы.
3 Этап. Применение алгоритма Отработка алгоритма в незнакомой ситуации. Индивидуальные задания: 1. Предлагается хаотичный набор шагов, из которых учащийся выбирает шаги в определенной последовательности. 2. Предлагаеется хаотичный набор шагов с избытком, из которых учащийся выбирает необходимые шаги в определенной последовательности.