при формировании кадровой политики и в управлении персоналом ; при организации обучения и аттестации работников ; при заключении трудовых договоров ; при разработке должностных инструкций ; при установлении систем оплаты труда.
ПСП - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующей на территории РФ Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональная ИКТ – компетентность - квалифицированное использование средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Региональное дополнение к ПСП - документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социальном контексте. Внутренний стандарт ОО – документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. Внутренний аудит – аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для внутренних целей. Внешний аудит – аудит, проводимой независимой от ОО стороной. Внешний аудит может быть осуществлён надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Общероссийский классификатор занятий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификацинные характеристики должностей работников образования » (2010 г.) ФГОС дошкольного образования
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Работа с одаренными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Работа с детьми, для которых русский язык не является родным Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работа с педагогически запущенными детьми, девиантными, зависимыми и т. д.
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей Побуждать педагога к поиску нестандартных решений Соответствовать международным нормам и регламентам Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя ( воспитателя ), неотделимым от его профессиональных компетенций
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации
при приеме на работу в образовательную организацию ; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования ; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. 2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. 3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. 4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Первая ОТФ – педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Данная ОТФ включает в себя три трудовые функции : общепедагогическая функция. Обучение ; воспитательная деятельность ; развивающая деятельность.
Вторая ОТФ – педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Данная ОТФ включает в себя пять трудовых функций : – педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ; – педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования (6 уровень квалификации ); – педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования ; – модуль " Предметное обучение. Математика »; – модуль " Предметное обучение. Русский язык ».
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Участие в разработке программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Планирование и проведение учебных занятий.
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися. Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с ИКТ технологиями. Формирование мотивации к обучению. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями детей.
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Определение и принятие чётких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом ОО и правилами трудового распорядка ОО
Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка ( учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребёнка, Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Создание, поддержка уклада, атмосферы и традиций жизни ОО
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Формирование толерантности и навыков поведения в имеющейся поликультурной среде. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанные с особенностями их развития. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня динамики развития ребёнка Освоение и применение психолого – педагогических технологий ( в том числе инклюзивных ), необходимых для адресной работы с разными контингентами обучающихся : одарённые дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети – мигранты, дети – сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико – педагогического консилиума. Разработка ( совместно с другими специалистами ) и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно – развивающую работу. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения Формирование системы регуляции поведения в деятельности обучающихся
Участие в разработке ООП образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в ОО Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста. Участие в планировании и корректировке образовательных задач ( совместно с психологом и другими специалистами ) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и / или дошкольного возраста. Реализация педагогических рекомендаций специалистов ( психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Формирование психологической готовности к школьному обучению. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными в том числе ограниченными возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте : предметной, познавательно – исследовательской, игры, и др., в том числе обеспечение игрового времени и пространства. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей
Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Планирование и реализация образователь - ной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП Организовывать виды деятельнос - ти, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте Применять методы познаватель - ного и личностного развития Использовать методы анализа педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми ООП, сформиро - ванности качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Владеть ИКТ компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми Общие закономерности развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте Основные психологические подходы : культурно – исторический, деятельностный и личностный Особенности становления и развития детских деятельностей Основы теории познавательного и личностного развития детей
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно : Показатели динамики развития ребёнка Положительное отношение ребёнка к детскому саду Высокая степень активности и вовлечённости родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада
Шаг 1. Широкое обсуждение ПСП всеми заинтересованными сторонами Шаг 2. Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят ОО, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться ПСП. Шаг 3. Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.
Разработка рекомендаций по процедуре внедрения ПСП в ОО, дорожной карты, где будут намечены последовательные шаги, ведущие к заданной цели. Разработка дополнения к ПСП в виде региональной составляющей и внутренних стандартов в ОО. Разработка механизмов оценки соответствия педагогов новым требованиям ПСП. Изменение стандартов подготовки и переподготовки в высшей школе ив центрах повышения квалификации
1. Задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога. 2. Изменение нормативной правовой базы образовательной организации : устава, должностных инструкций воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах и др. 3. Оценка соответствия педагогов требованиям профстандарта посредством внутреннего аудита. Анализ проблем педагогов и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление индивидуальной образовательно - методической траектории педагога.