Тема : Влияние школьного шума на работоспособность школьников. Над темой работали учащиеся 1 «В» класса. Над темой работали учащиеся 1 «В» класса. Учитель: Зайченко Наталья Викторовна Учитель: Зайченко Наталья Викторовна
Цель проекта Нас заинтересовала проблема вредного воздействия и последствий школьного шума. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье школьников. Целью исследования стало : выявить уровень шумового загрязнения школы, его влияния на работоспособность учащихся и учителей.
Задачи, решаемые для достижения целей - накопление информации, изучение и обобщение теоретического материала ; - сбор и анализ сведений о шуме, о влиянии его на организм человека, о борьбе с шумом ; - знакомство с шумомером ( к сожалению, не удалось пригласить специалиста ); - проведение исследовательских практических работ по определению очагов наибольшего шумового загрязнения в здании школы ; - разработка и распространение памятки для учащихся о вреде « школьного шума »; - проведение анализа результатов анкетирования.
Что такое шум ? Под термином « шум » понимается всякий неприятный и нежелательный звук ( или совокупность звуков ), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.
Актуальность исследования Одним из вредных шумов является так называемый « школьный шум », под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной и нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Как многие детские учреждения, наша школа страдает от внутреннего шумового загрязнения, что наносит большой вред. Таким образом, выбранная нами тема является достаточно актуальной и перспективной в ее решении. В своей работе мы попробовали ее разрешить, получить ответы на волнующие нас вопросы.
Гипотеза Если снизить уровень шума в здании школы, то можно повысить работоспособность учащихся и сохранить здоровье до окончания обучения в ее стенах.
Методы исследования : Методы исследования : - анкетирование ; - наблюдение ; - анализ анкетирования ; - обобщение информации.
Объект исследования : o Внутренняя часть здания школы. Предмет исследования : o Уровень шумового загрязнения.
Предполагаемые результаты : - углубление представлений о шуме и его разновидностях ; - выявление уровня загрязнения школы « школьным шумом »; - по результатам исследований установить факторы, влияющие на уровень шумового загрязнения школы ; - использовать полученные результаты для успешной самореализации в учебной деятельности ; - пропаганда культуры общения и сдержанного поведения среди учащихся школы ; - использование результатов исследований для проведения классных часов.
Что мы узнали ? Сила звука измеряется в децибелах ( дБ ). Белл в переводе с английского означает « колокольчик », а « деци » значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.
Если принять абсолютную тишину за 0 дБ, то шелест падающих листьев вызывает 10 дБ, шепот – 20, тиканье часов – 30 дБ, обычная беседа – 60, движущийся автомобиль от 60 до 90, радиоречь – 70, хлопанье дверью – 78, плач грудного ребёнка -80, уличный шум – 80 дБ, игра на пианино – 90, интенсивное дорожное движение – 100–110, рокмузыка в исполнении оркестра – 110–120, а работающий двигатель реактивного самолета – 140 дБ
Мы узнали, что шум можно измерить при помощи специального прибора – шумомера. Он переводит колебания, вызываемые шумом в электрические сигналы. Если измерять шум, когда все тихо одновременно разговаривают в помещении, то он составит 40 децибел. Когда в классе хлопают в ладоши вместе – уровень шума будет 88 децибел. Если хором кричать : « Ура !», шум будет 100 децибел, а визжать изо всех сил – 127 децибел. По силе шум от визга сравним с шумом реактивного двигателя.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются другими шумами. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Также ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Постоянное воздействие сильного шума влияет не только на слух, но и вызывает другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, усталость.
Установлено, что авиационный шум от самолетов и вертолетов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до км от взлетно - посадочной полосы. У растений замедляется рост, они быстрее увядают. Птицы бросают гнёзда, оставляя кладки птенцов. Млекопитающие перестают размножаться. Установлено, что авиационный шум от самолетов и вертолетов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до км от взлетно - посадочной полосы. У растений замедляется рост, они быстрее увядают. Птицы бросают гнёзда, оставляя кладки птенцов. Млекопитающие перестают размножаться.
Изучая влияние шума на работоспособность учащихся, учёные заметили, что решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ – на % больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше дБ способствует увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10-15% и одновременно значительно ухудшая его качество. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемым шумом, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми.
Изучив информацию по проблеме « шум » и « шумовое загрязнение », мы поставили перед собой цель – выявить уровень шумового загрязнения в школе и влияние его на работоспособность учителей и учащихся. Исследование проводилось во внутренней части здания школы. Для выявления очагов « шумового загрязнения » мы хотели пригласить в школу специалистов со специальными приборами – шумомерами, измерить шум в различных частях школы. Исследование предполагалось провести в рекреации первого, второго и третьего этажей, в классе, в столовой, в спортзале. Но, к сожалению, нам пока не удалось найти специалиста с шумомером. Для того, чтобы узнать мнения самих учащихся о вреде « школьного шума » мы в классе провели анкетирование. В ходе работы было проведено несколько опросов.
Анкета для учащихся « Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся » 1. Можно ли считать шум невидимым убийцей ? Да Нет Не знаю 2. Как вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение ? 1 этаж 2 этаж 3 этаж Спортивный зал Столовая Класс 3. Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке ? Да Нет Не знаю 4. А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке ? Шум в коридоре Шум в классе Мобильный телефон Свой вариант ответа 5. Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении ? Как шум влияет на Вас ? 6. Где больше шумовое загрязнение ? На улице В школе Дома В лесу 7. Какие меры борьбы с шумом в школе Вы можете предложить ?
Результаты анкетирвания По результатам опроса, было выявлено, что более 27 учащихся считают шум «невидимым убийцей». На вопрос: « Где на территории школы повышенно шумовое загрязнение?» 13 опрощенных ответило, что на 2 этаже, 11 человек - в классе, 4 человека – в столовой. 27 учащихся винят шум во время урока в своей рассеянности и отвлеченности, а 24 ученика считают, что шум в классе не даёт им сосредоточиться на уроке и впитывать знания. На вопрос: «Как шум влияет на вас?» встретились такие ответы: болит голова (22 ученика), уши (2 человека), трудно заснуть (1 ученик), раздражительность(1 ученик). 24 человека считают, что в школе больше шумовое загрязнение, 4 ученика считают, что шума больше на улице. «Какие меры борьбы с шумом в школе можете предложить?» Ответы: уменьшить количество детей в классах, надевать наушники, не шуметь самому.
По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетов 45 дБ, а для коридоров – 60 дБ. А у нас? Мы хотим продолжить работу, чтобы это выяснить.
Выводы Мы считаем, что наша школа страдает от « школьного шума », который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Наше здоровье – в наших руках !
Рекомендации школьникам : Повысить дисциплину, не шуметь на уроках, так как шум не просто мешает восприятию материала, но и вредно влияет на наше здоровье ; издавать меньше визгов и криков, которые при коллективном исполнении по мощности почти сравнимы с шумом, издаваемым реактивным самолетом, а больше мелодичных звуков в виде красивых песен, стихов, приятного и негромкого смеха.
Памятка для учащихся о вреде школьного шума Вреден шум для всех поверьте! А у нас в начальной школе раздаётся шум и гам! Детвора кричит в весь голос, забывая о вреде, Нарушая слух здоровый и вредя себе и всем. Чтоб такого не случилось, соблюдай закон один: «Ты вполголоса с соседом переменку проводи!» Не кричите! Не орите! Шум везде не разводите! Соблюдайте тишину по закону, по уму! И тогда в начальной школе зацветёт другая жизнь! И не будет больше крика, воплей, шума и возни! Шумовое загрязненье сможем вместе победить!
Информационные источники 29.html 29.html