ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВУЗ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Муратова Ольга Анатольевна Научный руководитель: д. п. н., профессор Тарева Елена Генриховна
АКТУАЛЬНОСТЬ - потребность в подготовке выпускников неязыковых вузов, способных самостоятельно и творчески мыслить, адаптироваться в современном информационном межкультурнойм пространстве, понять и анализировать информацию на иностранном языке - недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы формирования способности к критическому мышлению
ОБЪЕКТ процесс развития критического мышления студентов неязыкового вуза в ходе их подготовки к межкультурнойй профессиональной коммуникации ПРЕДМЕТ методика развития критического мышления студентов неязыкового (экономического) вуза в процессе межкультурнойго обучения английскому языку ЦЕЛЬ теоретическое обоснование, создание и опытная проверка межкультурной обусловленной методики формирования способности к критическому мышлению у студентов неязыковых вузов (экономический вуз, английский язык)
1. Выявить особые параметры способности к критическому мышлению, актуализируемой субъектами в условиях профессионально обусловленного диалога культур 2. Определить статус критического мышления в структуре языковой и "вторичной" языковой личности студента - будущего экономиста; на этой основе конкретизировать цели обучения иностранному языку в профессиональных целях 3. Установить и классифицировать трудности межкультурнойй коммуникации в сфере экономики, требующие для их устранения "подключения" критического мышления участников взаимодействия; проверить валидность трудностей в ходе разведывательного эксперимента 4. Определить объективные критерии и показатели сформированности способности к критическому мышлению студентов экономических вузов - будущих субъектов межкультурнойй коммуникации 5. Разработать содержательные и технологические параметры методики формирования у студентов - будущих экономистов способности к критическому мышлению как фактора успешности межкультурнойй профессиональной коммуникации 6. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность созданной методики ЗАДАЧИ
Глава I. Критическое мышление как лингвокогнитивный, межкультурный и лингводидактический феномен 1.1. Критическое мышление в структуре деятельности субъекта межкультурнойго диалога 1.2. Критическое мышление в структуре языковой и "вторичной" языковой личности участника диалога культур 1.3. Трудности межкультурнойй коммуникации (в сфере экономических отношений, требующие "включения" критического мышления ее участников Глава II. Компоненты методической системы формирования способности студентов экономического вуза к критическому мышлению 2.1. Критерии и показатели сформированности способности студентов к критическому мышлению в ходе межкультурнойй коммуникации (содержательно-целевой и результирующий компоненты системы) 2.2. Принципы, методы и приемы формирования способности студентов к критическому мышлению в ходе межкультурнойй коммуникации (технологический компонент системы) 2.3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики формирования критического мышления студентов экономического вуза на основе межкультурнойго подхода СОДЕРЖАНИЕ