Развитие творческих способностей дошкольников средствами ТРИЗ- технологий Из опыта работы 2015 г. Тарасова Е.М. воспитатель младшей группы МБОУ прогимназии 63 г.Мурманска
Задачи: Развивать воображения у детей дошкольного возраста. Формировать стремления к реализации своих творческих способностей. Совершенствовать ручную умелость и мелкую моторику ребенка. Воспитывать личность, умеющую решать сложные задачи творчески в различных областях человеческой деятельности. Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.
Литература: Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4- 7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005 Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004 Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006 Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии С Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. Пособие для преподавателей и воспитателей. - М., 2005
«Дорисовки». Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать. (учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.)
«Волшебные кляксы». Детям показываются различные кляксы, они должны назвать их сходства с известными предметами. (учить детей видеть в слабо структурированном материале образы вещей)
«Разные звери». Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д. (учить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний)
«Солнышко и тучка» Детям предлагается изобразить знакомый предмет необычными действиями (учить детей использовать пластилин не так как они привыкли)
Нетрадиционный материал
В стране «Котляндия» Детям предлагалось составить свой рассказ по случайно попавшимся картинкам
Необходимо создавать благоприятные условия для творчества детей, расширять их кругозор и реальный жизненный опыт. Чем больше ребенок увидел, услышал и пережил, чем большим опытом он располагает, и тем богаче становится его воображение.
Кроме того, большое внимание необходимо уделять специально организованной работе по развитию творческого воображения в дошкольном возрасте. Так как воображение помогает освободиться от инерции мышления, раздвигает горизонты видения, усиливает интеллектуальные и творческие возможности, которые умножаются, если человек научился пользоваться своей фантазией. И как показывает практика именно ТРИЗ (теория изобретательских задач) является тем удивительным способом не только развивать и вести, за собой воображение, но и давать ребенку свободно самовыражаться. ТРИЗ - это не сборник отдельных приемов, действий, а метод, посредством, которого можно решить многие задачи, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.