Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности Учитель русского языка и литературы Свенской СОШ 1 Кузина Анна Владимировна
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
Задачи : 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на различных этапах обучения. 3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путём самообразования. Девиз : « Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить ».
Цели проектного обучения : Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся « командный дух » и « чувство локтя »; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Задачи проектной деятельности : - Обучение планированию ( учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы ); - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов ( учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать ); - Умение анализировать ( креативность и критическое мышление ); - Умение составлять письменный отчет ( учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии ); - Формировать позитивное отношение к работе ( учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы ).
Требования к учебному проекту Проект – 5 «П» Пробле ма Проект Проекти рование Поиск информации Презента ция Продукт
Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Мультимедийные (презентации) Исследовательские (научно-исследовательские работы)
Особенности практико - ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.
Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов
Особенности исследовательского проекта - Аргументация актуальности темы - определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования - выдвижение гипотезы исследования - обозначение методов исследования - проведение эксперимента - обсуждение и оформление результатов - формулирование выводов - обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Функции учителя Создание условий для включения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность Стимулирова- ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса само изменения
Требования к учащимся Владение исследовательскими методами Компьютерная грамотность Коммуникативные навыки Умение интегрировать знания по разным учебным предметам.
Этапы выполнения проекта 1. Организационный 2. Выбор идеи, определение целей и задач 3. Организация работы учащихся на уроке и внеурочное время 4. Структурирование проекта 5. Работа в группах 6. Подведение итогов
Результат проектной деятельности. Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ Стенгазеты Киносценарий Видео -, диа - или слайд - фильм Комментарии к тексту художественного произведения Публикация Буклет Презентация Веб - сайт.
Защита проекта. Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. Ответы на вопросы.
Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах.
Подборки пословиц, словарные диктанты по темам, занимательные задания. Конечный продукт - словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д. Мини-проект: «Фразеологизмы» (6 кл.) Элективный курс «Удивительное рядом…Фразеологизмы». Урок письма. (победа в конкурсе методических разработок в номинации «Письмо»). Практико - ориентированные проекты
Исследовательские проекты «Знакомые с детства названия» (Зубова А., Сигутина М., Ефименкова Е. призеры конкурса). «Праздники старинные и новые» (учащиеся Семененко В., Понкрашина А. стали призерами районного этапа Всероссийского конкурса).
Мультимедийные проекты «По следам Гоголя» ( Кузина Е., Бокова Ю. заняли 2 место в конкурсе исследовательских презентаций). «Выдающиеся учёные-русисты» (творческий проект учащихся 11 кл. в гг ко Дню науки).
Социальные проекты «Да здравствует человек читающий!» (учащиеся 8 кл., победители школьного конкурса социальных проектов).
Творческие проекты «Рождественские посиделки»