Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка» Пуровский район г. Тарко-Сале Тема: Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе Воспитатель: Мелешко Татьяна Алексеевна 2014 г
В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души! Н. Луконина
Цель: воспитать у детей дошкольного возраста гуманное отношение к объектам природы посредством формирования у них системы знаний, ценностного отношения к окружающей среде и заложения основ рационального природопользования
Было выдвинуто предположение о том, что если работу по воспитанию бережного и гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста выстроить в модульной технологии, включающей в себя такие разделы, как - НОД ( комплексные, интегрированные занятия, целенаправленные наблюдения, целевые прогулки) - игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, народная) - театрализованная деятельность (постановки по рассказам и творческие постановки ребят) - проектная деятельность - совместная деятельность родителей и детей (праздники, экскурсии, походы) - творчество детей (выставки поделок, рисунков) - художественное слово (рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки) - деятельность природоохранного характера (социальные акции)
то: - дети пополнят, систематизируют и обобщат представления о явлениях и объектах природы; - будут сформированы чувства ответственности за состояние природы, заботы о ее объектах; - усовершенствуются навыки природоохранной деятельности в природной среде на основе принципа гуманизма.
Условия, необходимые для воспитания бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста обогатить развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми сведений о природе, ее объектах и явлениях; знакомить детей с объектами и явлениями природы малой Родины и России в целом; формировать ценностное, бережное отношение к природе через организацию природоохранной деятельности детей.
сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению заботливого и бережного отношения к природе через пополнение и систематизацию у них имеющихся представлений, воспитания гуманного отношения и приобретения навыков рационального природопользования. Ведущая педагогическая идея:
Принципы экологического образования: общепедагогические принципы: - гуманизма, - научности, - систематичности, - доступности, - последовательности.
- прогностичности, - принцип интеграции, - принцип деятельности, - конструктивизма, - регионализма. Принципы экологического образования:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7- лет. Мазильникова Н.Н., Терехина С.В. Эколого-валеологическое воспитание. Организация прогулок в летний период. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Островская Г.И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Федотова А.М. Познаем окружающий мир,. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. Щербакова Ю. В. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Теоретическая и методическая основа:
- Создание последовательной, разноплановой системы работы по воспитанию у детей бережного и гуманного отношения к природе через знаниевый компонент; - Повышение познавательной активность детей через решение проблемных ситуаций и внедрение активной экспериментальной деятельности и элементарного опытничества; - Активизация мыслительных процессов через использование различных дидактических игр, игровых интегрированных занятий; - Организация общественно-полезной природоохранной деятельности через реализацию социальных акций. - Использование технологии: проектная деятельность. Новизна:
Систематическая и планомерная работа по обогащению детей представлениями о живом, способствовало воспитанию заботливого и бережного отношения к природе. Дети овладели программными знаниями и умениями, чему значительно способствовал позитивный эмоциональный фон, чувство эмпатии, доверительные и дружеские взаимоотношения в группе. Пополняя свои представления о природе, дети осознали всю ее значимость для жизни, красоту и ценность ее объектов, появилось ярко выраженное желание заботиться о природе. Данные результаты были бы невозможны без тесного сотрудничества с профильными специалистами детского сада, а также родителями детей. Ежемесячно составляется примерный план работы, который объединяет усилия специалистов, воспитателей и родителей по решению конкретных педагогических задач. Продуктивность опыта:
- Недостаточное количество методического материала по внедрению новых технологий в практику работы ДОУ согласно ФГОС; - Низкий уровень педагогической культуры родителей, постоянная нехватка времени. Трудоёмкость опыта:
Представленный обобщенный опыт работы, а именно «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе» может быть использован педагогическими работниками, узкими специалистам, а также родителями. Возможность внедрения:
НОД ( комплексные, интегрированные занятия, целенаправленные наблюдения, целевые прогулки)
Театрализованная деятельность
Проектная деятельность
Творчество детей
Социальные акции
Совместная деятельность родителей и детей
Благодарю за внимание!