Предметная диагностика как инструмент для построения формирующего (внутри классного) оценивания при реализации задачного подхода в обучении Занятие 3 14 августа 2015 года Воронцов Алексей Борисович
Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача
Стартовая групповая проектная задача: литература, 7 класс Уважаемые ребята! Сегодня вам предстоит сделать интересную работу. Представьте, что вы должны написать художественное произведение. С чего вы начнете свою работу? Какую проблему поставите? Как будете её развивать? Чем закончите своё произведение? В результате у вас появится примерный алгоритм работы над созданием художественного текста. Запишите его.
Индивидуальная стартовая работа, литература 7 класс Уважаемые учащиеся! Данная работа призвана помочь вам определить уровень своих знаний и умений за 6 класс, а также должна позволить вам обнаружить «дефициты» собственных знаний. N из Н заданий связаны с умениями, приобретенными в 6 классе, и Н – с умениями, к которым мы приступим в данном учебном году. Выделите номера этих заданий кружочком. Если вы не можете выполнить какое-либо из заданий, прокомментируйте, почему.
Предметный блок «Тела вращения» (17 часов) блок не может быть столько часов и не может изучаться линейным способом
Минимальные требования к учебному блоку задачный принцип «запуска» учебного блока (Критерии: наличие специально созданной учебной (проблемной) ситуации, которая вынуждает детей самим поставить задачу или сформулировать проблему. Каждая последующая задача (проблема) учебного блока – есть новый шаг, новый поворот ведущей учебной задачи года) поисково-исследовательский, позиционный характер построения содержания учебного блока (Критерии: наличие заданий по экспериментированию и опробованию различных моделей, пробных действий, возникновение в определенных «узлах» курса проектные формы учебной деятельности, работа с разными точками зрения и т.п.).
Минимальные требования к учебному блоку «продуктивность» учебного блока. «Продукт» может быть как коллективным, так и индивидуальным. Важно, чтобы ребенок не только выполнял чьи-то требования (проверочная работа), но и чтобы он по итогам своей работы имел собственные эффекты и собственный продукт. Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно- аналитические продукты (Критерии: наличие самих «продуктов», которые могут выполнять разную функцию: «инструмента» (средства); источника нового знания, рефлексии изученного материала, другими словами, «продукты» ученика должны стать ресурсом для дальнейшего движения в предмете и др.) интерактивность учебного блока, предполагающая различные формы взаимодействия между учащимися и учителем. (Критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, создание условий для активности и инициативности учащихся, наличие групповых заданий, отсутствие со стороны готовых знаний, что побуждает детей к самостоятельному поиску и др.);
Структура учебного блока Исходная задача Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Проблематизация Исходная задача Педагогич еские действия Детское действие 1 Детское действие 2 Продукт 2 Продукт 1 Детское действие 3 Продукт 3 Проблематизация Пространство самостоятельной работы Пространство Самостоятельной работы
Основные виды учебных блоков «запускной» учебный блок (сентябрь), цель которого определить основные задачи (проблемы), которые необходимо будет решить (разрешить) в ходе учебного года. Основной «продукт» - карта, т.е. определение того пространства, в котором предстоит действовать в ходе учебного года; рефлексивно-оценочный учебный блок (май), цель которого восстановить весь ход по «карте», которая была задана в запускном блоке, представить в форме рефлексивно-аналитического продукта то, ради чего дети работали в ходе учебного года, публично представить личные достижение в предмете; «инструментальный» учебный блок, цель которого конструирования и опробование основных средств, способов действия, поиск необходимых источников, информации и т.п. для решения поставленных задач; проектный учебный блок, цель которого продемонстрировать возможности использования открытых в ходе работы способов действия, созданных «инструментов» (средств), найденных источников в конкретно-практической, нестандартной ситуации. Такие учебные блоки могут быть как внутри предмета, так и межпредметные. Это есть «узлы», кульминации в конкретном учебном предмете или группе предметов.
Сентябрь-октябрь месяц учебного года – фаза «запуска» (совместного проектирования и планирования задач учебного года) Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие: дать возможность школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые были утрачены в ходе летнего перерыва; создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направления учения. Для решения этих задач в первой фазе учебного года выделяются пять последовательных этапов совместных действий учащихся и учителя: 1 этап – диагностическая работа по основным ведущим предметным действиям прошлого учебного года и их первичная коррекция; 2 этап – проведение стартовой проверочной работы по учебному предмету; 3 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний на основе результатов стартовой работы через организацию домашней самостоятельной работы учащихся; 4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний; 5 этап – определение границ знания и незнания в учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления. 1 класс – образовательный модуль «Первый раз в первый класс» (сентябрь-октябрь месяц) с использованием в сентябре месяце учащихся пятых классов. Итогом образовательного модуля является «рождение» отдельных предметов и результаты психолого-педагогической диагностики. 2–5 классы – проведение стартовой проверочной работы, коррекция по итогам стартовой работы и постановка задач на текущий учебный год, используется метод «погружения» (до 10 часов в неделю ведущего предмета). Итог: стартовые результаты и «карты предметных задач года». 6–9 классы – проведение «запускных» учебных блоков, в которых проводятся стартовые работы и стартовые проекты (продолжительность запускных блоков от 6 до 8 часов в неделю). Определяются задачи года, Определяются темы образовательных модулей, элективные курсы, практики. Организуется домашняя самостоятельная работа по коррекции необходимых знаний и умений для предстоящего года. Производится прогностическая самооценка возможностей учащихся (конец сентября месяца). В шестом классе проводится установочная сессия (трехдневная) по новым способам организации образовательного процесса на втором этапе образования, включая совместное родительское собрание. 10–11 классы – проводится пятидневная установочная образовательная сессия («5П»), в ходе которой определяются задачи двух лет обучения на этапе старшей школы, формируется замысел будущей ИОП каждого старшеклассника.
Апрель – май – рефлексивная фаза учебного года Основными задачами заключительной фазы учебного года являются: определение количественного и качественного прироста знаний и способностей учащихся по отношению к началу учебного года; восстановление и осмысление учащимися собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек каждого ученика класса; предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу). Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса в зависимости от ступени образования: 1–5 классы: 1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов. 2 этап – реализация межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи (2–5 классы), предметной проектной задачи в 1 классе. 3 этап – подготовка и публичная демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год. 6–9 классы: 1 этап – подготовка и проведения итоговой работы в рамках заключительного (рефлексивного) учебного блока. 2 этап – проведение итогового предметного проекта. 3 этап – учебно-практическая конференция учащихся. 10 класс: 1 этап – промежуточная аттестация: сочинение по литературе: отзыв, миниатюра, этюд и эссе, проверочная работа по математике – традиционная оценочная процедура в рамках подготовки к ЕГЭ. Внешний тест по английскому языку. 2 этап – публичный отчет по реализации ИОП – необходимый этап подведения итогов разработки и началу реализации ИОП десятиклассниками. 3 этап – предъявления для оценки портфолио ученика как формы накопительной оценки и презентации индивидуальных достижений выпускника школы.
Построение темы на подходе SAM (задачный подход): 1 этап – «ситуация успеха» (актуализация знаний, опыт) 2 этап – «ситуация разрыва» (обозначение проблемы, вопроса) 3 этап – поиска способа решения поставленной задачи (этап моделирования) 4 этап – решение частных задач (этап применения в нестандартных ситуациях) 5 этап – постановка новой задачи -определение направлений в заданном формате; -определение расстояний на плане -определение местоположения точки в пространстве относительно заданной; -определение расстояний без наличия масштаба -построение градусной сетки -определение координат точки -определение расстояний и площадей; -изображение рельефа и других объектов -построение собственных карт гипотетических территорий; -использование картографических произведение для решения других задач - построение профиля территории по нескольких тематическим картам Принятие решения о следующем шаге Постановка новой задачи Общий способ (понятие) Опыт использования и применения Новая проблема
Диагностические работы как основа для формирующего оценивания Диагностическая работа – направлена на контроль формирования операционального состава конструироваемого способа/средства действия. Количество диагностических работ определяется количеством учебных задач (понятий = способов/средств действия). На каждый способ действия предполагается две диагностические работы: на «входе», т.е. в самом начале работы с понятием и на «выходе», т.е. в тот момент, когда по замыслу учителя в принципе способ/средство действия (понятие) должно быть освоено большей частью класса
Требования к разработке и проведению диагностической работы в классе задания должны позволять фиксировать, прежде всего, операциональный состав действия; задания должны строиться так, чтобы по записи можно было восстановить ход решения; для этого можно использовать графико-символические средства, разработанные в совместной коллективной деятельности; за учеником должно сохраняться право оставлять под знаком вопроса некоторые задания и их решение: ученик не должен опасаться открытого выражения сомнений в правильности выполнения заданий другими школьниками (использование специальных пространств «чистовик» и «черновик»); исправления в работе не должны рассматриваться как неаккуратное выполнение задания: по исправлениям можно обнаружить трудности ребенка, ход поиска решения; целесообразно прямо на листе с текстом работы иметь место для черновика, которое специально ребенком помечается; задания должны выполняться в классе в обстановке, не вызывающей беспокойства и напряжения у детей. Это должно достигаться малыми объемами заданий и созданием у детей установки на последующий качественный анализ результатов работы, проведение коррекции, а не на ожидание отметки в любой количественной форме (баллы, проценты). Учащийся должен быть сам заинтересован в таких формах работы с целью обнаружения ошибок и коррекции собственных знаний См. кн. А.Б. Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки. М.. Рассказов,2002. –116 с.
Домашнее задание 3 Разработайте две диагностические работы («на входе», «на выходе») под одну учебную задачу (способ действия, понятие) любого учебного предмета.