"Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства". В.А.Сухомлинский.
Агрессия, ее причины и последствия
Притча «Бабочка» В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле. Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях – живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое и ли неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец. Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях – живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое и ли неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец. Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь. Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.
Что такое агрессия? Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio), что означает "нападение", "приступ".) (Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio), что означает "нападение", "приступ".)
Критерии агрессивности. Ребёнок: Часто теряет контроль над собой. Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-то. Часто сердится и отказывается сделать что-то. Часто завистлив, мстителен. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует. Чувствителен, очень быстро реагирует.
Помните, агрессивность проявляется, если ребёнка бьют; ребёнка бьют; над ребёнком издеваются; над ребёнком издеваются; над ребёнком зло шутят; над ребёнком зло шутят; ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; родители заведомо лгут; родители заведомо лгут; родители пьют и устраивают дебоши; родители пьют и устраивают дебоши; родители воспитывают ребёнка двойной моралью; родители воспитывают ребёнка двойной моралью; родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка; родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка; родители не умеют любить одинаково своих детей; родители не умеют любить одинаково своих детей; родители ребёнку не доверяют; родители ребёнку не доверяют; родители настраивают ребёнка друг против друга; родители настраивают ребёнка друг против друга; родители не общаются со своим ребёнком; родители не общаются со своим ребёнком; вход в дом закрыт для друзей ребёнка; вход в дом закрыт для друзей ребёнка; родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу; родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу; родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку; родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку; ребёнок чувствует, что его не любят. ребёнок чувствует, что его не любят.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по предупреждению детской агрессивности 1. Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия. 1. Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточные обещания, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. 2. Не давайте своему ребенку несбыточные обещания, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. 3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий. 3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями, друг с другом. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями, друг с другом. 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребенок – воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере! 10. Помните, что ребенок – воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Домашнее задание Обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется. Обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.