ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА тема: «ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МКОУ «СОШ 7» Шпаковского района Ставропольского края АШИРОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
«ПРЕДПРИНИМАТЬ – ЗНАЧИТ ЗАТЕВАТЬ, РЕШАТЬСЯ, ИСПОЛНЯТЬ КАКОЕ – ЛИБО ДЕЛО, ПРИСТУПАТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ЧЕГО – ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО». Толковый словарь В. Даля (1863 – 1866 гг.)
ЦЕЛИ: Познакомиться с основами предпринимательской деятельности. Дать определения основным понятиям предпринимательства. Формировать качества здравомыслящего человека, умеющего адекватно оценивать свои способности и возможности. Развивать позицию «на успех».
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – это последовательный процесс воплощения идеи от проработки первоначального замысла до получения и реализации конечного потребительского продукта.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1-Й ЭТАП ВЫРАБОТКА ИДЕЙ Идеи Первоначальная оценка идей 2-Й ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЕ ПРДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Разработка бизнес - плана Оценка эффективности бизнес - плана 3-Й ЭТАП ОПЫТНО – КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ Создание опытного образца Оценка и доработка опытного образца 4-Й ЭТАП ПРОБНЫЙ ВЫХОД НА РЫНОК Продажа опытной партии Оценка и доработка опытного образца с учётом мнения потребителей 5-Й ЭТАП КОММЕРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОДУКЦИИ Жизненный цикл нового продукта: выход на рынок – рост производства – насыщение рынка – спад производства.
БИЗНЕС – ПЛАН – ЭТО ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ВСЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ, АНАЛИЗИРУЮТСЯ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.
ЦЕННОСТЬ БИЗНЕС - ПЛАНА Даёт возможность определить жизнеспособность идеи; Содержит ориентиры, в соответствии с которыми начинающий бизнесмен будет действовать на начальном этапе; Служит важным инструментом для получения финансовой, моральной и иной поддержки от инвесторов, друзей, руководителей других предприятий.
РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС – ПЛАНА: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ; ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН; ПЛАН МАРКЕТИНГА; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН; ОЦЕНКА РИСКА; ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА БИЗНЕС - ПЛАНА БИЗНЕС – ПЛАН СОЗДАНИЯ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАСТЕРИЦА» Адрес предприятия: Предприниматель: Домашний адрес: Телефон: Суть предполагаемого проекта: Совокупная стоимость проекта: Данная идея и содержащиеся в бизнес – плане сведения являются авторской разработкой и разглашению не подлежат.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА 1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА; 2. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ; 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА; 4. МАТЕРИАЛЬНАЯ И МОРАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РАБОТНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТАХ ТРУДА.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ Затраты на производство и реализацию продукции Материальные затраты Прочие затраты Затраты на оплату Амортизация труда основных фондов Отчисления на социальные нужды
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ – это расходы на сырьё и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергию, износ и др. ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА – основная и дополнительная (премии, надбавки и др.) заработная плата персонала. ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ – это обязательные страховые взносы, установленные законодательством РФ. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ – это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ – налоги, платежи по кредитам, затраты на командировки, оплата услуг связи, банка, ремонт, реклама, подготовка кадров
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗАКУПКА СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ ПО БОЛЕЕ НИЗКИМ ЦЕНАМ; ЭКОНОМНОЕ ИХ РАСХОДОВАНИЕ; СНИЖЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ЛИКВИДАЦИЯ БРАКА В РАБОТЕ; ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ; НЕДОПУЩЕНИЕ ХОЛОСТОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ; СОХРАНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ОРУДИЙ ТРУДА.
МАРКЕТИНГ – это производственно – сбытовая деятельность предприятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. МАРКЕТИНГ РАЗРАБОТКА ТОВАРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНАЛОВ СБЫТА ВЫБОР И НАЗНАЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕНЫ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
ЦЕНА – ЭТО ДЕНЕЖНАЯ СУММА, ВЗИМАЕМАЯ ЗА КОНКРЕТНЫЙ ТОВАР. ЦЕНА ТОВАРА НАХОДИТСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО КАЧЕСТВА. ЦЕНА МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ В РАМКАХ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА.
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ СВОИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на все препятствия? да-нет 2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас легко переубедить? 3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить? 4. Вы здоровы? 5. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих одноклассников, ровесников? 6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
Продолжение теста 7. Любите ли вы общаться и работать с людьми? да-нет 8. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей на свою сторону? 9. Понятны ли вам идеи и мысли других людей? 10. Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать своё дело? 11. Будет ли в вашем населённом пункте спрос на товар или услуги, которые вы собираетесь предложить? 12. Есть ли у вас хотя бы базовая подготовка в области маркетинга и финансов? 13. Хорошо ли идут дела в вашем населённом пункте у других предпринимателей вашего профиля?
Продолжение теста 14. Располагаете ли вы достаточными первоначальными финансовыми средствами, чтобы поддержать своё предприятие в течение первого года существования? да-нет 15. Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов? 16. Есть ли у вас на примете люди, обладающие достаточным опытом и знаниями, которых не хватает вам, и готовые помочь вам в трудный момент? 17. Знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, ведения бухгалтерского учёта, калькуляции заработной платы? 18. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 19. Легко ли вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 20. Уверены ли вы в том, что приняли правильное решение – иметь собственное дело?
Сосчитайте количество положительных ответов. 17 и более – вы имеете всё необходимое для того, чтобы начать своё дело и преуспеть в нём. От 13 до 17 – ваши шансы на успех не так очевидны. Не отчаивайтесь. Выпишите все вопросы, на которые вы дали отрицательный ответ, внимательно проанализируйте их и честно ответьте себе: можете ли вы что-либо исправить и что для этого надо сделать? Менее 13 – ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по-видимому, не велики. Не спешите начинать своё дело, наберитесь опыта, ещё и ещё раз проверьте свои интересы и желания.