Педагогический совет: «Внедрение ФГОС в условиях развивающей образовательной среды»
Цели педсовета: Проанализировать степень готовности школы к внедрению ФГОС. Определить пути устранения выявленных проблем.
Введение ФГОС в ОУ ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года 15785). Введен в действие с 1 января 2010 года. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России от 01 февраля 2011 года 19644).
Федеральный государственный образовательный стандарт Совокупность требований к: Результатам освоения основной образовательной программы Структуре основной образовательной программы Условиям реализации основной образовательной программы
От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно
Федеральная примерная ООП начального общего образования Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников Планируемые результаты освоения ООП Базисный учебный план Программа формирования УУД Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов
ООП образовательного учреждения (начальная школа) Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Учебный план Программа формирования УУД Программы учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития и воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Основные функции стандарта второго поколения Обеспечение права граждан на полноценное образование; Единство образовательного пространства; Обеспечение преемственности обучения на разных ступенях; Повышение объективности оценивания качества образования.
Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Требования ФГОС
Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)
Современное понимание образовательных достижений Овладение междисциплинарными умениями: коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст); умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.);
Современное понимание образовательных достижений овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера); умения сотрудничать и работать в группах; умения учиться и самосовершенствоваться; умения решать проблемы и др.
Мысль о том, что любое образование развивает – это миф сообщает готовые знания Классическая педагогика Я.А. Каменского: учитель сообщает готовые знания, ученик запоминает личности, способной учиться всю жизнь Современное представление: образование - развитие личности, способной учиться всю жизнь. Знания – как средство развития личности
«Ключ» к решению проблемы – «развивающая образовательная среда» Образовательная среда «Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая: задачами 1) определяется теми конкретными задачами, которые школа решает в своей деятельности; средств 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; эффекту в развитии 3) содержательно оценивается по достигаемому эффекту в развитии детей: личностном, социальном, интеллектуальном»
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Обогащение внеклассной жизни школы От «оракула» к «помощнику» Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка
От школы «памяти» к школе «развития» Школа «развития» Школа «развития» ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально- ценностных отношений в коллективе, группе
Развивающая образовательная среда – основа социализации ребенка Педагог ОцениваниеВнеклассная жизнь Одноклассники
Обогащение внеклассной жизни школьников - путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками» в учебе
Критерием результативности успешной работы школы являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. Позитивные отношения всех участников образовательного процесса.
Более эффективные школы в России (по результатам исследований PISA и TIMSS) Более крупные образовательные учреждения –с хорошей материальной базой, –c укомплектованным штатом учителей, –c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Хорошая дисциплина Высокие требования к учащимся И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) Выявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
для эффективного развития обучаемого важно: создавать для каждого ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников;
для эффективного развития обучаемого важно: реализовать принцип относительной успешности: при оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности
«оценка и отметка» Оценить можно любое, особенно успешное действие, а поставить отметку – только за решение продуктивного задания Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы
«отсроченная отметка» За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За задания проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но должен иметь право пересдать (хотя бы один раз) неустраивающую его отметку.
Создать школу «развития»: Создать условия для освоения учащимися средств и способов познания и исследования мира Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – хочу» - «я – могу» - «я – нравлюсь»)
Спасибо за внимание