«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики» К.Д. Ушинский
Решение одно, но нагляднее во второй задаче 1/3 стога за 1 день Итого 1/2+1/3+1/6=1, стог съедят за 1 день. ½ стога за 1 день 1/6 стога за 1 день
Отрывок из произведения А. П. Чехова «Репетитор» Учитель берет задачник и диктует: «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу. Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138. Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю! Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает. «Странно... думает он, ероша волосы и краснея. Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»... Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63. «Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то». Решайте же! говорит он Пете. Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! говорит Удодов Пете. Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич. Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет. Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, говорит он. Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте... Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол. И без алгебры решить можно, говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. Вот, извольте видеть... Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было. Вот-с... по-нашему, по - неученому. Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью целая вечность!
Решите и вы эту задачу арифметическим способом Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное – 3 рубля.
Задача об изобретателе шахмат Индийский царь Шерам призвал к себе изобретателя шахмат и предложил, чтобы он сам выбрал себе награду за создание интересной и мудрой игры. Тот попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно зерно, за каждую следующую клетку зерен в два раза больше. Царя изумила скромность этой просьбы.
Но не тут-то было… Задача привлекла внимание Л.Н.Толстого. По его расчетам только на одной последней клетке вышло пудов, а общее количество зерен составит
Задачу отыскания ортогональных латинских квадратов впервые поставил Л. Эйлер, причем в такой занимательной формулировке: «Среди 36 офицеров поровну уланов, драгунов, гусаров, кирасиров, кавалергардов и гренадеров и, кроме того, поровну генералов, полковников, майоров, капитанов, поручиков и подпоручиков, причем каждый род войск представлен офицерами всех шести рангов. Можно ли выстроить этих офицеров в каре так, чтобы в любой колонне и в любой шеренге встречались офицеры всех рангов?»
Решение задачи В 1901 г. было доказано, что такого решения не существует. Найдено решение для 25 офицеров. На рисунке различные рода войск показаны разным цветом.
Гравюра А. Дюрера «Меланхолия» На знаменитой гравюре присутствует магический квадрат. Средние числа в последней строке изображают год 1514, в котором создана картина.
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее. Решите и вы: