Развивающее обучение в начальной школе на современном этапе
Особенность системы: сочетание человеческого фактора; забота о состоянии души ребёнка; четкая методическая разработка.
Главная цель: общее развитие учащихся развитие ума; развитие воли; развитие чувств; развитие нравственных представлений.
Задания с разным уровнем трудности: 1 уровень свидетельствует о наличии у учеников базовых знаний; 2 уровень предполагает умения наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения; 3 уровень демонстрирует развитие творческих способностей учащихся.
Создание атмосферы уверенности в себе. Слабый отвечает и слушает ответы среднего и сильного; средний слушает слабого, дополняет его ответ, слушает сильного, восполняет свой ответ; сильный дополняет ответ слабого и среднего. Идет взаимообучение.
Меры помощи. 1.Стимулирующая – организует ребенка, обостряет внимание, уточняет суть учебного задания; 2.Направляющая – помогает перейти к самостоятельному решению; 3.Обучающая – не оставляет наедине с невыполненным заданием, помогает действовать самостоятельно.
Работа в сотрудничестве. Учитель – ученик – ученики
Расширение образовательного пространства. Уроки – экскурсии. Театрализация. Уроки – лекции в музее. Лекции в планетарии. Экскурсии в ботанический сад СГУ. Сотрудничество с культурным центром «Радуга» Развитие способности к самообразованию
Учебная и внеклассная деятельность. Работа в парах. Работа в группах. Работа в команде с лидером. Развиваются: Доброжелательность. Терпимость. Коллективизм. Возникает духовный контакт.
Из чего состоит процесс творчества? 1.Возникновение проблемной ситуации, т. е. столкновение с противоречием (создание коллизии). 2.Поиск решения: выдвигаются разнообразные гипотезы, проходит их проверка. 3.Формулировка научным языком.
Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье открывать мир Л.В. Занков