МБОУ «СОШ 41» Добробабина Т.И., Селиверстикова И.И. 2014
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Оценочная деятельность учителя.
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Модели оценочной деятельности: процедуры
стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания:
Формы контроля и учета достижений: ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - доклад - изложение - творческая работа
Формы контроля и учета достижений: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения
Формы контроля и учета достижений: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет
Формы и методы оценки: Метапредметные диагностические работы Диагностика результатов личностного развития
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку 3. Принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других. 5. Выполнять правила личной гигиены 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира 7. Адекватно воспринимать оценку учителя
1. Что контролировать и оценивать? 2. Кто оценивает? 3. Как оценивать? 4. Где фиксировать результаты?. 5. Когда ставить отметку? 6. По какой шкале оценивать? Процедура оценки.
Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось выполнить 2 (неудовлетворительно). Возможность исправить!
Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3 (удовл.) Возможность исправить! 2 б.у. – полное освоение 4 (хорошо). Право изменить!
Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Программный уровень. 3 б.у. – частичное освоение 4+ (близко к отлично) Право изменить ! 4 б.у. – полное освоение 5 (отлично).
Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Максимал. уровень. 5 б.у. – приближение к макс. уровню. 5+ или 5 и 5 (превосходно) 6 б.у. – полное освоение 5+ или 5 и 5 (превосходно)
Моя семья. Нарисуй портрет своей семьи Родословное дерево Чем я люблю заниматься 2. Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ___ (число/месяц/год) Я живу в _________________ Мой адрес Фотография 1.
Я ученик. Я могу делать Я хочу научиться в этом году… Я научусь в этом году Я читаю. Мой класс Мои друзья Мой первый учитель 3.4.
Страницы раздела «Коллектор» Правила поведения в школе Законы жизни класса Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения. План – памятка Решения задачи Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ» Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ» Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.) Памятка: Правила общения 6. Мой распорядок дня 5.
«Мои достижения» Моя лучшая работа Задание, которое мне больше всего понравилось Я прочитал ……. книг. Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше? Мои цели и планы на следующий учебный год: ………….. Чему я еще хочу научиться? Какие книги прочитать? Мое участие в школьных и классных мероприятиях Мои проекты Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) 8. Раздел «Рабочие материалы» 7.
Итоговая комплексная работа в системе оценочной деятельности учителя.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве
Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания, которое выполняет следующие функции: констатация фиксируется фактический уровень достижений; уведомление информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам; контроль позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы: прямое воздействие непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.
У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами: изначально различные способности учащихся; неодинаковые условия обучения; расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Оценка должна: чтко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной; не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. быть инвариантной; соответствовать возможностям данной школы, т.е. быть доступной.
Виды оценочных шкал: 1. Количественная оценочная шкала (соответствует отметке): а) абсолютная, символ( соответствует отметке); б) относительная оценочная шкала (предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад). 2. Порядковая шкала (экспертное последовательное распределение учащихся по набору признаков): а) ранговая или рейтинговая система (каждому ученику присваивается ранг, последовательный номер); б) дескриптивная система (характеристика, модель)
Ошибки оценивания, которые возможны при количественной оценочной шкале: «великодушия» («снисходительности») завышение оценок; «центральной тенденции» стремление избежать крайностей; «ореола» предвзятость личного отношения; «инерции» («близости») сверка с предыдущими оценками; «репутации» разные оценки за одинаковые ответы; «контраста» субъективное ранжирование определенных качеств; «логики» оценивание поведения как учебы
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.
Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся: 1. Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником. 2. Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей. 3. Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал. 4. Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу. 5. Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневник.
Рейтинговая оценочная шкала: 1. Посещение уроков 0,5 баллов за урок 2. Ведение тетради 1 балл за урок 3. Работа на уроке до 10 баллов 4. Решение задач до 10 баллов 5. Сообщение 5 – 10 баллов 6. Реферат (исследовательская работа) 30 – 50 баллов 7. Практическая работа до 10 баллов 8. Контрольная работа до 30 баллов 9. Зачет письменный (теория) 15 – 20 баллов 10. Зачет устный 20 – 25 баллов 11. Домашняя работа 5 – 10 баллов 12. Творческий рейтинг (наглядные пособия) баллов 13. Анализ статьи 10 баллов 14. Конспект 10 баллов
Этапы введения процедуры самооценки : совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов ; обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов; сопоставление и выводы об эффективности работы; составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов
При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика: - заниматься предметом систематически, - внимательно слушать на уроке, - заниматься самостоятельно, - использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету - психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.