Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района г.Казани 2015 год
Профессиональный стандарт педагога ДО
Компетенция в ведении образовательного процесса знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс, знать образовательные и парциальные программы и.т.д.
Методологическая (методическая) компетентность понимать различных подходы к образованию и выбора методов, владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, владеть знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения и т.д.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность в организации воспитательной работы уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера) и т.д.
Компетентность в создании предметно- пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы и т.д.
Компетентность в установлении контактов с родителями знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Компетентность профессионально- личностного совершенствования обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
Креативная компетентность педагога (исследовательская) иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
Коммуникативная компетентность быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса; практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
Регулятивная компетентность уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции; уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
Социальная компетентность уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами, уметь работать в команде педагогов
Специальная компетентность владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне; быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.