Хлюпина Татьяна Леонидовна, учитель географии МБОУ « Гимназия » Урок - исследование как технология достижения метапредметных результатов Кизел 2015
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А. Дистервег
Под уроком – исследованием понимается деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере Главная цель урока - исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Актуальность данной технологии четкий алгоритм ведения урока и целостность всех его этапов ( встреча с проблемой, построение нового знания, рефлексия ); обращение к субъектному опыту учащихся через контекстную задачу ; реализация задач междисциплинарной программы « Формирование проектно - исследовательских задач » в ходе решения обозначенной учебной проблемы ; формирование рефлексивной деятельности учащихся ; изменение форм взаимодействия между учителем и учащимися ; приоритет самостоятельной деятельности учащихся.
Алгоритм конструирования 1. Мотивация ( создание проблемной ситуации ). 2. Исследование ( может быть в малых группах ). 3. Обмен информацией, организация информации. 4. Связывание информации, оценка. 5. Подведение итогов, постановка новых вопросов, применение. 6. Рефлексия. Конструирование урока - исследования - это есть пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения.
Подготовка урока 1. Сформулировать обобщение урока ( содержательно - смысловой стержень урока ). 2. Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение. 3. Определить тип учебного исследования. 4. Сконструировать проблемную ситуацию. 5. Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
Кизел Пермь Нижний Тагил Суздаль
Вам поступило предложение собрать материал для Книги рекордов Гиннеса об Антарктиде. Проанализируйте источники информации, определите, по каким параметрам Антарктида может попасть в эту книгу? «Антарктида – это самый (какой)……… материк?» самый ………………………………………………… самая …………………………………………………. самые ………………………………………………… самый ………………………………………………… …………………………………………………………. Группа « Рекорды Антарктиды »
1. Изучите источники, выявите виды внутренних вод Антарктиды. Группа « Ледовый панцирь » 2. Выясните, что такое антарктический оазис. Внутренние воды Антарктиды Жидкие ……………………………………………………
сегодня я узнал… было трудно… теперь я могу… меня удивило… мне захотелось… Продолжите предложения:
Поздравляем! Вы включены в состав новой Антарктической экспедиции. Отправьте СМС сообщение отсутствующим одноклассникам о характерных чертах природы Антарктиды (ваших средств хватит на 5-7 слов).
В ходе осуществления исследований, дети учатся : ставить исследовательские вопросы ; формулировать проблемы ; выдвигать гипотезы ; составлять план работы ; вести наблюдения ; планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез ; выделять существенную информацию из разных источников ; организовывать ( систематизировать ) информацию ; представлять результаты работы в разных формах.