МКОУ «Больше-ДобринскаяООШ» Выполнила Выполнила учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы первая КК первая КК Найденкина Н.В. Найденкина Н.В.
5 класс 5 класс
Цели урока: Цели урока: Воспитывать у детей чувство любви к родной природе. Воспитывать у детей чувство любви к родной природе. Учить видеть прекрасное вокруг себя. Учить видеть прекрасное вокруг себя. Познакомить с произведениями искусства, отображающими красоту родной природы. Познакомить с произведениями искусства, отображающими красоту родной природы. Работать над навыками выразительного чтения лирических произведений и развитием связной речи уч-ся. Работать над навыками выразительного чтения лирических произведений и развитием связной речи уч-ся. Оборудование: Оборудование: Репродукции картин художников, детские рисунки о любимом времени года, книги стихов, диски с записью музыкальных произведений. Репродукции картин художников, детские рисунки о любимом времени года, книги стихов, диски с записью музыкальных произведений.
Уж небо осенью дышало… Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван (А.С.Пушкин) Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: "Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!« Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны. Майков Аполлон
Осень в музыке П. И. Чайковского «Времена года». «Осенняя песнь».
« Осенняя песнь» Чайковского по своему настроению созвучна картине Левитана «Осенний день. Сокольники». « Осенняя песнь» Чайковского по своему настроению созвучна картине Левитана «Осенний день. Сокольники». И.И. Левитан так же, как и Чайковский, Пушкин, Майков был влюблен в русскую природу и умел просто, но поэтично передать ее чарующую красоту. И.И. Левитан так же, как и Чайковский, Пушкин, Майков был влюблен в русскую природу и умел просто, но поэтично передать ее чарующую красоту. Какая пора осени изображена на картине? Какая пора осени изображена на картине? Каким настроением проникнута она? Каким настроением проникнута она?
И. Левитан «Золотая осень». Но не всегда осень бывает такой грустной. Но не всегда осень бывает такой грустной. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». Такую дивную пору осени изображает Такую дивную пору осени изображает Левитан, пейзаж средней полосы России, где мы с вами живем. Левитан, пейзаж средней полосы России, где мы с вами живем. - Что мы видим на этой картине? - Что мы видим на этой картине? - Какие чувства испытываем мы, глядя на это полотно? - Какие чувства испытываем мы, глядя на это полотно? - Вспомните слова Пушкина, которыми можно передать содержание картины. - Вспомните слова Пушкина, которыми можно передать содержание картины.
Волшебница – зима. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. ( Ф.Тютчев) ( Ф.Тютчев)
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. Стряхнут красу ветвей. ( А. Фет.) ( А. Фет.) -Какой описана береза в стихотворении? -Какой описана береза в стихотворении? -С помощью каких слов автор передает свои чувства, настроение? -С помощью каких слов автор передает свои чувства, настроение?
И. Грабарь «Февральская лазурь». - Что изображено на картине? - Что изображено на картине? -Февраль- последний месяц зимы. -Февраль- последний месяц зимы. Февральское солнце- предвестник Февральское солнце- предвестник весны. весны. -Какие краски преобладают на картине? -Какие краски преобладают на картине? -Откуда идет этот волшебный голубой свет? -Откуда идет этот волшебный голубой свет? -Какие чувства вызывает у вас эта картина? -Какие чувства вызывает у вас эта картина?
П. И. Чайковский. Пьеса «Февраль. Масленица». Февраль. Масленица Февраль. Масленица Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир... (П. А. Вяземский) Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир... (П. А. Вяземский) Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку пьесу или оперу, то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму. Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку пьесу или оперу, то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму. -Что вы можете сказать об этой музыке? -Что вы можете сказать об этой музыке? -Каким чувством проникнута она? -Каким чувством проникнута она? -Удалось ли автору передать праздничное настроение? -Удалось ли автору передать праздничное настроение?
Весенние воды Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! Ф. Тютчев. Ф. Тютчев.
И. Левитан «Весна. Большая вода». Весна- это пробуждение природы. Весна- это пробуждение природы. Рассмотрите внимательно картину И. Левитана, назовите признаки наступившей весны. Рассмотрите внимательно картину И. Левитана, назовите признаки наступившей весны. Какими красками нарисовал художник небо, деревья, воду? Какими красками нарисовал художник небо, деревья, воду? Как передано на картине радостное настроение, вызванное Как передано на картине радостное настроение, вызванное приходом весны? приходом весны?
Эдвард Григ «Весенние воды» Вы прослушали прекрасное произведение Э. Грига. Вы прослушали прекрасное произведение Э. Грига. Удалось ли композитору передать шум весенних ручьев, радость пробуждающейся природы? Удалось ли композитору передать шум весенних ручьев, радость пробуждающейся природы?
С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" С. Есенин. С. Есенин.
Какие красочные определения (эпитеты) использует С. Есенин, чтобы показать прелесть весеннего утра? Найдите в стихотворении примеры олицетворений, с помощью которых автору удается нарисовать природу как живое существо. Назовите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью поэт употребляет эти слова? Какие слова вам хочется сказать не только березке, но и всем людям?
В. Поленов Б.Щербаков «Заросший пруд.» « Июнь в Подмосковье» В. Поленов Б.Щербаков «Заросший пруд.» « Июнь в Подмосковье» -Представьте, что вы попали в картинную галерею. Идете и любуетесь прекрасными пейзажами, на которых изображены картины летней природы. Идете медленно, завороженные тишиной, покоем. Расскажите, что вы видите на этих полотнах, -Представьте, что вы попали в картинную галерею. Идете и любуетесь прекрасными пейзажами, на которых изображены картины летней природы. Идете медленно, завороженные тишиной, покоем. Расскажите, что вы видите на этих полотнах, какие чувства испытываете, глядя на них. какие чувства испытываете, глядя на них.
Читайте и учите наизусть стихи о природе, всматривайтесь в полотна художников, слушайте музыкальные произведения о природе и тогда вам захочется собрать осенние листья и любоваться ими и иметь вот такую зеленую веточку у своего окна. Читайте и учите наизусть стихи о природе, всматривайтесь в полотна художников, слушайте музыкальные произведения о природе и тогда вам захочется собрать осенние листья и любоваться ими и иметь вот такую зеленую веточку у своего окна.