А.Р. Григорьева, Заведующий лабораторией РО АОУ ДПО РБ «БРИОП»
«Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации» «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» «…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства» «…будет обеспечено широкое внедрение общественно- государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)»
… В 2040 году рассказы о том, что всего лишь 20 лет назад дети сидели в классах, слушали учителей и листали учебники, станут вызывать смех. Обращаясь к нашим дням, люди будут удивляться, почему потребовалось столько времени, чтобы изменить систему образования, почему столь огромное значение придавалось оценкам на экзаменах. Правительства бросят даже думать о причастности к образованию, поскольку чиновники не могут контролировать «распределение» виртуального опыта, доступного кому угодно и где угодно. Государство полностью уйдет от контроля результатов и качества образовательных программ: это станет делом исключительно самого образовательного сообщества и потребителей А.И. Адамский
Качество образования – относительно и конвенционально. Проще говоря: как договоримся, что условимся считать результатами – то и будет считаться результатом. Адамский А.И. 4
В каких социально-экономически условиях будут себя реализовывать наши ученики? Технологические изменения? Экономические? Социальные? Иные? Образовательная задача: как измениться мир? Без ее решения образовательная политика и педагогика – слепы. Адамский А.И. 5
Результаты – измеряются Качество – оценивается Удовлетворенность – основной показатель Индивидуализация качества образования Где образование лучше, в какой стране или в каком времени? Какая школа лучше? Адамский А.И. 6
Государство (федеральный и региональный уровни) Народ (как симбиоз это культурно-исторических сообществ) Народ как политическая нация Различные социокультурные страты и сообщества (в т.ч. работодатели) Муниципалитет (местное самоуправление) Семья обучающегося (воспитанника) Сам ученик Вопрос 1. Кто из субъектов актуален, а кто номинале? Вопрос 2. Какой из названных субъектов ключевой? Вопрос 3. Можно ли причислить к субъектам образовательной политики систему образования? Педагогическую общественность?
В каких результатах общего образования заинтересован каждый из заказчиков? Многомерность социализации Каков механизм и степень влияния каждого из них на определение целей / содержания, на оценку результатов, на оценку результатов/качества общего образования? Главный благо приобретатель в роли аутсайдера Цель социализации – в становлении субъектности ученика как главного заказчика/ благо приобретателя социального капитала Как и где?
Социум – открыт, а система – закрыта Социокультурная практика ребенка как содержание его образования Детское Я в диалоге с социумом и самим собой Общественность как критически необходимый посредник в этом диалоге Педагоги, родители и общественность как сотрудники в организации взаимодействия ребенка с социумом
Пространство семьи Пространство образовательной организации Пространство становящейся личности (результаты образования обретают качество именно здесь) Отсюда задача: постепенно исподволь «овнешнивать» это пространство, делая деятельность ребенка предметом публичного рефлексивного критического диалога «Предъявление себя»
Формат деятельности: ООП как проект создания условий для социализации учащихся за счет мобилизации социокультурных ресурсов среды Миссия Уклад Образовательные среды и пространства Содержание деятельности ребенка в них Ожидаемые результаты
От модели «бюро услуг» к модели «делаем вместе» От понимания образовательного пространства как пространства социализации к пониманию всего пространства социализации как образовательного пространства (не ученики следует за школой, а школа – за учениками) Как следствие – необходимость и неизбежность привлечения к образовательной (социокультурной) деятельности множества «внесистемных» членов общества Качество образования – это качество социализации Вопрос общества к самому себе: «Ну, и что же у нас тут получается?»
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: Информационные доклады образовательных учреждений. Рейтинговая оценка учреждений представленная в СМИ ( организационно- педагогические условия, образовательные результаты). Конкурсы педагогических достижений. Метапредметные олимпиады.
Привлечение к экспертизе широкого круга социальных и педагогических партнеров, в том числе родителей. Адресность экспертизы. Социально-педагогическая значимость предъявляемых результатов. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Наличие информационной базы о социальных ожиданиях заказчиков образовательных программ
Формы общественной оценки происходящего в открытой системе образования. "Телефонная горячая линия» "переговорные площадки» «интернет-портал» - эффективная система информационного обеспечения работы школы в современной мире является.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Фактор Определяет 1Качество содержания образования Чему мы учим? 2Качество подготовки учащихся Кого мы учим? 3Положительная мотивация обучаемых Хотят ли они учиться? 4Качество методического и материально- технического обеспечения процесса обучения Как обеспечивается обучение? 5Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала Кто учит? 6Положительная мотивация персонала Хотят ли они хорошо учить? 7Качество технологий обучения Как учат? 8Качество технологий тестирования и проверки знаний, умений, навыков и компетенций учащихся Как проверяются полученные ЗУН и компетенции 9Качество общего менеджмента школы Как управляют школой
условия образования, значимые для сохранения физического и психического здоровья и безопасности детей (режим, психологический климат, учет возрастных особенностей детей, питание, нагрузки и т.д.); качество образовательной среды (разнообразие образовательных программ, возможность выбора, сущность и интенсивность экспериментов и инноваций). Объектами общественной оценки выступают, в первую очередь: умение учиться, готовность (уровень знаний и желание) детей к продолжению образования и выбору профессии, уровень нравственного воспитания. Из результатов
19 Органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя Рейтинговые агентства, профессиональные сообщества, общественные организации, СМИ определяют самостоятельно методику рейтингования на основе открытых источников информации о деятельности организации и мнения граждан о качестве услуг формируют и публикуют рейтинги деятельности организаций, оказывающих социальные услуги осуществляют изучение общественного мнения, результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, полученных от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов образовывают общественные советы направляют организациям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов; учитывают информацию о выполнении разработанных организациями планов мероприятий по улучшению качества работы организаций при оценке эффективности работы их руководителей Граждане-потребители услуг, профессиональные эксперты Участвуют в опросах и высказывают мнения о работе организаций и качестве предоставляемых услуг Организации, оказывающие социальные услуги обеспечивают открытость и доступность информации о своей деятельности. разрабатывают на основе предложений учредителя план об улучшении качества работы организации и утверждают этот план по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя размещают планы мероприятий по улучшению качества работы организации на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии сайтов) и обеспечивают их выполнение
Построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни; Предоставление равных возможностей для самостоятельной реализации талантов и умений людей; Развитие экономики инновационного типа; Формирование широкого среднего класса Д.А.Медведев
21 ЧТО ТАКОЕ ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ? Ориентированная на потребителя концепция менеджмента, нацеленная на постоянное усовершенствование процессов с использованием аналитических инструментов и работу в команде с привлечением всех сотрудников. Самые распространенные в Европе модели тотального управления качеством: ИСО 9001:2000 (ISO - Международная организация по стандартам) Модель высокого качества (EFQM - Европейский фонд по управлению качеством) Общая модель оценки качества (CAF - Общая модель оценки качества, EС) ОКО\ВЦИОМ.docx ОКО\ВЦИОМ.docx
«Идеальная модель» - Карта управления качеством Признаки модели: управленческий аппарат при содействии сотрудников разрабатывает и воплощает в жизнь политику и стратегию, разумно привлекая партнеров и ресурсы. Результаты работы пользуются признанием, имеют успех и устраивают все заинтересованные стороны.
Девять критериев: пять основных и четыре результатных Каждый критерий включает подкритерии, дополняющие содержание пункта Пять основных (опорных) включают процессы, подлежащие непосредственному управлению
25 МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА Руководство Персонал Политика и стратегия Партнерство и ресурсы Процессы РЕЗУЛЬТАТЫ Инновации и обучение
Критерии «Руководство» и «Политика и стратегия» - То ли мы делаем? Все ли понимают, что, во имя чего и как мы делаем? Критерии «Сотрудники», «Партнеры и ресурсы», «Процессы» – Верно ли мы это делаем?
Руководитель – инициатор разработки миссии, ценностей и целей, пример для сотрудников, вовлеченных им в процессы управления и разделения ответственности
1 а. - Для чего существует школа? - Какие цели она ставит перед собой? - Какой станет через 10 лет? - Какова стратегия взаимодействия с сотрудниками и партнерами?
1 б. - Руководство содействует разработке, введению и непрерывному усовершенствованию системы управления школой: организует и возглавляет стратегические группы развития, дискуссионные заседания сотрудников и содействует рабочим группам, отвечающим за качеством
1 в. - С клиентами и социальными партнерами устанавливаются тесные взаимодействия: регулярно проводятся дискуссионные встречи, переговорные площадки, подписываются договора и контракты.
1 г. - Вместе с сотрудниками руководство разрабатывает модель школы, транслирует свое видение ее будущего и остается всегда открытым к общению с подчинеными - Помогает сотрудникам в вопросах личностного и профессионального роста, стимулирует равенство возможностей и культурное развитие
1 д. Руководитель своевременно замечает изменения в образовательной политике, понимает ключевые «трэнды» в образовании
Контрольные показатели – внешняя оценка (например, результаты опроса, анкетирование, интервью….) Внутренние индикаторы эффективности: описывают и измеряют величины, влияющие на будущие результаты
Больше внимания уделяется не тому, чтобы люди соблюдали стандарты, а тому, чтобы они имели возможность соответствовать более высоким стандартам.
Многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений для: полноценной личной жизни и работы; активной гражданской позиции; эффективного включения в жизнь сообщества.
1. Способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами; 2. Способность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни и работы; 3. Способность действовать автономно и принять ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте
37 Вы смотрите на себя Вы смотрите на себя Организация сама определяет свои сильные стороны и области для улучшения Организация сама определяет свои сильные стороны и области для улучшения
38 Качество – это восприятие, а восприятия меняются. Поиск качества – это не поиск КОНЦА, а ПРОЦЕСС, в который всегда вносятся изменения.
КАЧЕСТВО – это НОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ определяет КАЧЕСТВО как СТАНДАРТ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА – это РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕГОВОРОВ
40 ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД КАЧЕСТВОМ ? КАЧЕСТВО: КАЧЕСТВО: Продукты и / или услуги, отвечающие потребностям или превышающие ожидания заказчиков ЗАКАЗЧИКИ? ЗАКАЗЧИКИ? = дети и родители Профессионалы Профессионалы ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ: ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ: учредители учредители Местное сообщество Местное сообщество другие школы другие школы работодатели работодатели
Родители Социальные партнеры Учредители Администрация ОУ Педагогический коллектив и вспомогательный персонал
42 Что нам дает самооценка? Что нам дает самооценка? Анализ того, что мы делаем Насколько хорошо мы это делаем? Можем ли мы делать это лучше? Как это сделать лучше? Планы для проектов по улучшению Реализация проектов по улучшению Повышение роли общественности в управлении Повышение качества образования
«ПАРТНЕР» «УЧАСТНИК»Умеет решать проблемы, активный, включенный «ПОСЕТИТЕЛЬ» Понимает проблему, стремится ее решить, но не знает как. Активен. «Хозяин дома» «ПРОХОЖИЙ»Проблему видит, формулирует, но не решает «Хозяин квартиры в доме» Не видит проблем, равнодушен «Гость» «Снимает комнату»
44 Возможные области оценки качества работы школы Руководство Руководство Принципы и стратегия Принципы и стратегия Персонал – человеческие ресурсы Персонал – человеческие ресурсы Партнерство и ресурсы Партнерство и ресурсы Процессы Процессы
45 ОБЛАСТЬ ОЦЕНКИ Партнерство и ресурсы. Как планирование ресурсов и партнерство способствуют реализации программы развития школы? Как партнерство помогает получить дополнительные ресурсы? Насколько целесообразно ресурсы используются?
системообразующей единицей содержания образования становится движение подростка в проблемном поле своей собственной образовательной траектории только такое содержание образования способно породить современные культурные формы межпоколенческого и межстартового общения при этом в образовательном пространстве основными носителями этих культурных форм становятся не учитель и учебник, а профессионал (эксперт) и социокультурный контекст.
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт)
Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях
Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).
50 Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки. 4 а. Планирование работы с родителями и социальными партнерами школы. 4.а.1. В школе планируется и осуществляется работа с родителями и лицами, их заменяющими. 4.а.2. В школе планируется и осуществляется сотрудничество с социальными партнерами. 4.а.3. В школе планируются мероприятия по привлечению дополнительных ресурсов (дополнительные платные услуги, гранты, конкурсы, спонсорство и т.д.)
51 4.б.Планомерность и эффективность использования ресурсов б. 1. Бюджетные средства используются планомерно, эффективно и целесообразно. 4.б.2. Помещения школы и другие ресурсы используются по назначению. 4 в. Использование информационных технологий в работе персонала в.1. Руководство стимулирует использование ИТ в работе персонала. 4.в.2. Персонал осваивает и применяет ИТ в своей деятельности.
4.г.1. Налажена эффективная деятельность столовой, библиотеки, медкабинета и работа обслуживающего персонала г.2. В школе экономно и эффективно расходуются ресурсы. 4.г.3. Школа бережно относится к окружающей среде. 4.г.4. В школе регулярно планируются необходимые ресурсы, в том числе электронно- вычислительная техника. 4.г.5. Оборудование систематически модернизируется 52
Баллы КритерииНаши баллы 1 Нет никаких фактов/факты 2 Работа спланирована. 3 Работа спланирована - Планы реализуются. 4 Работа спланирована - Планы реализуются - Работа анализируется и оценивается. 5 Работа спланирована - Планы реализуются - Работа анализируется и оценивается - Результаты сравниваются с результатами других ДОУ - Проводится корректировка планов 6 Работа спланирована - Планы реализуются Работа анализируется и оценивается - Результаты сравниваются с результатами других ОУ - Проводится корректировка планов - Улучшение и развитие деятельности на уровне ОУ в целом Сильные стороны Области для улучшения 53
Каковы мотивы создания политики в области качества? Каково видение качества работы? Ответы на эти вопросы предполагают создание системы управления качеством, т.е. контроль и заботу о качестве. Это означает введение специальных структур, систем, определение приоритетов на ближайший год, определение оценки политики качества.
определение ценностей и норм жизнедеятельности коллектива ( на этом уровне начинается процесс встраивания «ответственности» за качество всех структурных подразделений ) введение управляющего комитета по качеству или создание временных и постоянных проектных групп для решения проблем и контроля за политикой в области качества.
Ее компонентами могут быть: описание процессов: кто и как работает по подразделениям; описание организационных процедур взаимодействия между структурами и авторами; включение в функциональные обязанности вопросов, связанных с качеством; распределение зон ответственности между заместителями; определение средств, с помощь ю которых организуется процесс контроля за соблюдением стандартов (методики, диагностики, алгоритмы, тетради-помощницы и т.д.)
1. Миссия – обсудить сообща 2. Измерить удовлетворенность и требования потребителей услуг и команды профессионалов 3. Анализ сильных и слабых сторон 4. Описание модели школы как организации, чтобы «видеть ее как в зеркале» 5. Локальные акты (нормативно-правовое обеспечение модели) 6. Ресурсный пакет с инструментами для решения проблем. В результате мы получим РУКОВОДСТВО по управлению качеством для конкретного образовательного учреждения
ОКО\школа 32. pptx ОКО\школа 32.pptx
Самое главное, мы должны научиться слушать и слышать друг друга.