БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС _______________ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРНСТВО ВЫСШЕГО ОБРЗОВАНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2015 КАМЫНИНА Надежда Ростиславовна
9-я Конференция Министров стран Европейского пространства высшего образования/ 4-й Форум по Болонскому процессу Ереван, 13 – 15 мая 2015 года Цель - совместный поиск оптимальных путей придания нового импульса Болонскому процессу на перспективу до 2020 года и более, а также укрепление диалога как в границах Европейского пространства высшего образования, как и за его пределами.
ОБЩЯ ИНФОРМАЦИЯ Конференции министров в рамках Болонской декларации проводятся один раз в два года. По итогам министры выражают свою волю посредством коммюнике. Параллельно с конференциями министров также проводятся организационные форумы.
Австрия Азербайджан Албания Андорра Армения Бельгия – французское сообщество Бельгия – фламандское сообщество Болгария Босния и Герцеговина, Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Грузия Дания Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Кипр Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Молдавия Нидерланды Норвегия Польша Португалия Россия Румыния Сербия Словакия Словения Турция Украина Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция Эстония Европейская Комиссия Участники Болонского процесса/ Европейского пространства высшего образования
Европейский совет (Council of Europe) Европейский Центр Высшего Образования (UNESCO-CEPES) Европейская ассоциация университетов (EUA) Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) Европейское объединение студентов (ESU) Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) Европейская структура Международного образования (EI) Союз Бизнес Европа (BUSINESSEUROPE) Консультативные члены Болонского процесса/ Европейского пространства высшего образования
РАБОЧИЕ ГРУППЫ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Состав: Армения, Бельгия/Фламандское сообщество, Бельгия/Французское сообщество, Кипр, Дания, Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Казахстан, Литва, Молдавия, Нидерланды, Польша, Румыния, Словения, Турция, Великобритания, Совет Европы, Европейская комиссия, ENQA, ESU, EUA, EI, EQAR, Business Europe. Рабочая группа по мобильности и интернационализации Цели: содействие реализации стратегии ЕПВО «Мобильность для лучшего обучения» на национальном и европейском уровнях, а также предоставление отчета о проделанной работе министрам в 2015 г., поддержка государств в их усилиях по реализации стратегии мобильности, содействие оценке стратегии «ЕПВО в глобальном контексте» и дальнейшей интернационализации ЕПВО, актуализация концепции Болонской политики в целях дальнейшего укрепления политического диалога с государствами, не входящими в ЕПВО.
Состав: Австрия, Бельгия/Фламандское сообщество, Финляндия, Франция, Германия, Казахстан, Литва, Молдавия, Норвегия, Румыния, Швейцария, Турция, Великобритания, Украина, BUSINESSEUROPE, EC, EI, ENQA, EQAR, ESU, EUA, EURASHE, EUROSTAT, EUROSTUDENT и EURYDICE. Рабочая группа по отчетности о реализации Болонского процесса Цели: дальнейшее совершенствование методологии мониторинга и проведения измерений: предоставление достоверных, сравнимых данных и отслеживание прогресса становления ЕПВО и реализации стратегии «Мобильность для лучшего обучения»; дальнейшая работа по созданию структурированной и стандартизированной системы мониторинга, основанной на индикаторах и качественном анализе; создавать условия для сравнительного анализа стран и отслеживания изменений параметров мониторинга с течением времени как внутри каждой страны, так и в сравнительной перспективе; подготовка полномасштабного отчета о реализации Болонского процесса к 2015 году, объединяющего данные, собранные EUROSTAT, EUROSTUDENT и EURYDICE.
Состав: Армения, Австрия, Бельгия/ Фламандское сообщество, Хорватия, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Норвегия, Румыния, Великобритания, Украина, Европейская комиссия, EI, EUA, EURASHE. Рабочая группа по социальному измерению и обучению в течение всей жизни Цели: принятие национальных мер по повышению общедоступности качественного высшего образования; повышение числа лиц, полностью и своевременно оканчивающих высшие учебные заведения во всех государствах ЕПВО; обеспечение соответствия состава студентов, поступающих в высшие учебные заведения и оканчивающих их, многообразному составу европейского общества; развитие социального измерения высшего образования, сокращение неравенства и предоставление соответствующей поддержки студентам, консультирование и сопровождение, гибкие траектории обучения и альтернативные возможности доступа, включая признание и предшествующее обучение; укрепление политики общедоступности и повышение численности лиц, завершивших обучение, в том числе меры, направленные на вовлечение ранее не представленных социальных групп; повышение востребованности персонала и профессиональный рост выпускников на протяжении их карьеры; признание обучения в течение всей жизни одним их основных способов удовлетворения меняющихся потребностей рынка труда, а также признание ведущей роли учреждений высшего профессионального образования в передаче знаний и усилении регионального развития, включая постоянное совершенствование компетенций и создание образовательных консорциумов.
Состав: Армения, Австрия, Бельгия/ Французское сообщество Федерация Валлонии-Брюсселя, Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Казахстан, Литва, Молдавия, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Украина, Европейская комиссия BUSINESSEUROPE, EI, ENQA, EQAR, ESU, EUA, EURASHE. Рабочая группа «Структурные реформы» Цели: подготовка предложений по политическим и практическим мерам, направленным на совершенствование инструментария структурных реформ (рамки квалификации, оценка качества, признание квалификаций, прозрачность инструментов) и гармонизацию основных элементов структурных реформ в рамках ЕПВО, наблюдение и консультация Болонской группы по вопросам реализации структурных реформ.
Рабочая группа ad-hoc по пересмотру Руководства пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц Рабочая группа ad-hoc по третьему циклу Сеть экспертов по поддержке студентов в Европе Сеть корреспондентов по национальным рамкам квалификации Европейская сеть по признанию предшествующего обучения Сети и временные рабочие группы Болонского процесса
Секция глав делегаций «Будущее высшего образования, включая Болонский процесс» Тема обсуждения: Фундаментальные ценности высшего образования в контексте современных политических, социально-экономических и демографических вызовов: экономический кризис, региональные конфликты, новые технологии, миграционные потоки и изменения на рынке труда.
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Резолюция 4-го Форума по Болонской политике Коммюнике 9-й Конференции Министров стран Европейского пространства высшего образования Приложения: Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (новая редакция) Европейский подход к обеспечению качества совместных программ. Руководство пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц (новая редакция)
ПРИОРИТЕТЫ: разработка национальных рамок квалификаций, в том числе разработка методологии обеспечения совместимости; развитие сотрудничества в области обеспечения качества образования, в т.ч. содействие включению агентств по обеспечению качества из стран-участниц в Европейский реестр обеспечения качества; достижение взаимного признания квалификаций за счет обмена информацией, совместной разработки и распространения методологии и практики признания; сотрудничество в разработке и внедрении системы перевода зачётных единиц, с учетом Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц и обновленного Руководства пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц. Резолюция 4-го Форума по Болонской политике
ЕРЕВАНСКОЕ КОММЮНИКЕ Цели до 2020 года: повышение качества и актуальности обучения и преподавания; обеспечение востребованности выпускников в течение всей их трудовой жизни на быстро меняющихся рынках труда; повышение инклюзивности систем образования; реализация согласованных структурных реформ.
Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования, 2015 ESG представляют собой набор стандартов и рекомендаций для внутренней и внешней гарантии качества в высшем образовании. ESG не являются стандартами качества, они также не предписывают, каким образом должны осуществляться процедуры гарантии качества. Они носят рекомендательный характер и касаются жизненно важных аспектов гарантии качества и образовательной среды в высшем образовании. ПРИНЦИПЫ: Высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его гарантию; Гарантия качества отвечает потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов; Гарантия качества поддерживает развитие культуры качества; Гарантия качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов, других заинтересованных лиц и общества.
Европейский подход к обеспечению качества совместных программ, 2015 ЦЕЛИ: устранять серьезные препятствия для развития совместных программ в области разработки стандартов для этих программ, основанных на согласованных инструментов Европейского пространства высшего образования, без применения дополнительных национальных критериев и содействовать созданию комплексных подходов к обеспечению качества совместных программ, которые действительно отражают и демонстрируют их совместные характер. РАЗДЕЛЫ: Использование различных систем внешней оценки качества Стандарты оценки качества совместных программ в ЕПВО Процедура внешнего обеспечения качества совместных программ в ЕВПО
Руководство пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц, 2015 ЦЕЛЬ: Призвать образовательные организации развивать взаимосвязь между учебными зачетными единицами и результатами обучения и учебной нагрузкой студентов и включать достижение результатов обучения в процедуры оценки. Руководство принимает во внимание недавние события в рамках Болонского процесса, такие как: создание Европейского пространства высшего образования, консолидация обучения на протяжении всей жизни, переход от парадигмы высшего образования, ориентированной на преподавателя, к студенто-ориентированной, более широкое использование результатов обучения и развитие новых форм обучения и преподавания. Оно сфокусировано на разработке и реализации образовательных программ и опирается на опыт высших учебных заведений в использовании рамок квалификаций и применении принципов Европейской системы накопления и переноса зачетных единиц в академической практике.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!