Какова роль родителей (законных представителей) в реализации условий ФГОС ДО? Нужно ли вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность?
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко.
Современная ситуация развития образования в России актуализирует проблему взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины Изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране Ушла в прошлое старая многодетная, трех поколенная семья Возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены. Помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй (п. 1.4 ФГОС ДО)
СОТРУДНИЧЕСТВО разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон, и находится взаимно удовлетворяющее решение. СОТРУДНИЧЕСТВО - способность людей вместе работать для достижения общих целей. СОТРУДНИЧЕСТВО - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. сотрудничество предполагает единство цели, равные права и обязанности, взаимопомощь и поддержку.
1.4. Основной принцип - сотрудничество Организации с семьёй; 1.6. Задача - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Стандарт является основой для - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Требования стандарта направлены на - обеспечивает открытость дошкольного образования; создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Психолого-педагогические условия - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Условия для создания социальной ситуации развития детей - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи Условия для эффективной реализации Программы - консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); Организация должна создавать возможности - для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Таким образом стандарт: - формулирует цели, принципы и задачи сотрудничества, действуя в интересах ребенка (то есть изначально говорит участникам образовательно - воспитательного процесса о предмете их взаимодействия); - говорит об открытости образования (то есть у родителей (законных представителей) не должно быть никаких препятствий для получения информации по тому или иному вопросу, связанному с образованием и воспитанием их детей в ДОО); - направляет вектор сотрудничества ДОО и семьи (то есть разъясняет, в какой области образовательно-воспитательного процесса должно быть тесное взаимодействие его участников); - устанавливает более тесный контакт между ДОО и семьей (что способствует совершенствованию образовательно- воспитательного процесса, улучшая качество образования и воспитания); - привлекает внимание родителей (законных представителей) к образованию в целом (то есть предлагает быть не только потребителями, но и инициаторами).
Сотрудничеству ДОО и родителей (законных представителей) способствуют различные формы взаимодействия - традиционные – родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, оформлены наглядной информации, спортивные семейные соревнования, - нетрадиционные - телефон доверия, семейные клубы, семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы и тд. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ (общение на интернет-сайтах, дни открытых дверей, формы наглядного оформления и др.) ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКА Я ПОДДЕРЖКА (любые формы консультационной работы) ОБСУЖДЕНИЕ (круглый стол, диспуты, общественные слушания и др.) Все это можно реализовать в рамках «Семейного клуба»
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОО и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества, как с педагогами, так и со своим ребенком. Дальнейшее общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.
Участие родителей в жизни детей поможет им: - преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; - относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их, вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. - понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.
Итогом сотрудничества станет: - для родителей (законных представителей) - активная педагогическая позиция, активное включение в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность; - для педагогов ДОО - стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку; - достижение общей цели - получение ребенком качественного дошкольного образования.