Психология потребительского поведения 1. Психология межвременного выбора 2. Психология спроса (потребительского выбора) 3. Психология накопления
Межвременной выбор «Экономический человек»: вероятность получения будущего дохода ставка процента движение цен и инфляция Дисконтирование («обратный счёт») - переоценка будущей ценности в настоящем, с учётом ставки процента, темпа инфляции и др. факторов субъективная ставка дисконта
Межвременной выбор «Психологический человек»: «эффект немедленного вознаграждения» чем больше предлагаемая сумма, тем меньше субъективная ставка дисконта чем ближе по времени получения малая сумма, тем чаще предпочтение отдаётся ей чем дальше по времени получения различные суммы, тем чаще предпочитается большая сумма
Психология спроса Экономическая теория спроса: обратная зависимость спроса от цены товара непрерывность функции спроса Психологическая теория спроса: прямая зависимость спроса от цены столь же реальна, сколь и обратная спрос имеет дискретный, прерывистый характер
Эффекты потребительского поведения эффект «бэндвэгон» эффект «сноба» эффект Веблена эффект «цена-качество» эффект «верность качеству» эффект «переоценки» эффект «домашних запасов»
Типологии покупателей Социально-психологическая типология: «экономичные покупатели» «персонализированные покупатели» «этичные покупатели» «апатичные покупатели» Типология Ланта и Ливинстоуна: «шаблонные покупатели» «досужие покупатели» «бережливые покупатели» «осмотрительные покупатели» «альтернативные покупатели»
Психология накопления мотивы накопления соотношение потребления и накопления эффект «немедленного вознаграждения» эффект «нетерпения» социальное предубеждение
Мотивы накопления Экономическая наука – рациональный подход к объяснению мотивов потребления гипотеза «перманентного дохода» концепция «жизненных циклов» Психология – рациональный подход не работает психологическая потребность накапливать деньги («спекулятивный мотив»)