Проблемы введения ФГОС НОО в школы РТ 15 апрель 2010 г. ИРО РТ г.Казань
Готовность школ к введению ФГОС НОО Критерии: Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО Организационное обеспечение введения ФГОС НОО Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО Информационное обеспечение введения ФГОС НОО Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО
Готовность школ к введению ФГОС (результаты анкетирования) Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО (20% всех опрошенных ответили положительно) Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО (7-8%) Организационное обеспечение введения ФГОС НОО (18%) Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО (25%) Информационное обеспечение введения ФГОС НОО(30%) Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО (27%)
Достаточно благополучно со следующими критериями готовности школ к введению ФГОС НОО Информационное обеспечение введения ФГОС НОО (свыше 50% руководителей подчеркнули готовность школ по следующим позициям: Наличие локального акты, регламентирующего публичный отчет школы Задействованность информационных ресурсов школы (сайт, интернет-страничка и т.п.) Проблемой в этой части является просвещение родителей по вопросам введения ФГОС НОО
Проблемы Нет четкости в понятиях «Учебный план школы» и «Основная образовательная программа» Рабочие программы учителя (отсутствует внятная политика руководства ОУ по этому вопросу) Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Нет ясности в преподавании Основ духовно-нравственной культуры народов России Требуются особые разъяснения по поводу преподавания родного (государственного) языка в школах РТ Разработанность ЛПА, регламентирующих установление заработной платы, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты (5-6 %) Не разработана модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности (лишь 5 руководителей из 70 ответили положительно) Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО оставляет желать лучшего, что подтверждается анкетным опросом (лишь 4 руководителя отметили обеспеченность финансовых условий) Необходимо дать разъяснения по поводу программы введения ФГОС НОО в школы РТ
Некоторые разъяснения по поводу обозначенных проблем Предлагаемые рекомендации определяют последовательность и содержание действий по введению ФГОС ОО на начальной ступени школы, а также их задачи и ожидаемые результаты поэтапной работы. В рекомендациях предусматривается ряд этапов разработки и осуществления программы изменений существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС НОО: Создание рабочей группы по разработке проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС ОО. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы. Разработка проекта возможных изменений в образовательной системе начальной ступени конкретного образовательного учреждения. Разработка плана-графика согласованных изменений в образовательной системе начальной ступени конкретного образовательного учреждения. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
1 этап Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта изменений образовательной системы на начальной ступени необходимо: определить состав рабочей группы; назначить руководителя рабочей группы; определить порядок ее работы; поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа[1].[1] [1] Предполагается, что все участники рабочей группы пройдут специальную подготовку ( в объеме не менее 72 часов), поэтому на этом этапе задача такой подготовки не ставится. [1]
2 этап Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС НОО?». в образовательной программе; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; рабочих программ учителей; в образовательных технологиях, используемых учителями и учащимися; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах мониторинга, контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
3 этап Задачи этапа. При проектировании изменений должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами. Результатом проектирования должна стать образовательная система начальной ступени школы, соответствующая ФГОС НОО, включающая: состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке; состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить; перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению; перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий; перечень новых методов оценки и контроля, которые нужно ввести; перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.
4 этап Задачи этапа. При разработке плана-графика изменений в образовательной системе начальной ступени школы необходимо определить: полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов; планы-графики реализации единичных проектов; согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их координацию; распределить все единичные проекты во времени.
Результаты 4 этапа Результаты разработки плана внедрения ФГОС НОО включают: состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано); ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации); сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия); ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель и кто ответственный).
5 этап Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий: организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту; организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
Результаты 5 этапа Результатом реализации запланированных изменений является измененная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения: соответствующая ФГОС НОО; обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей образовательной системой.
ЛА 1)Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС НОО» 2)Положение о Совете по введению ФГОС начального общего образования 3)Приказ «О создании и полномочиях рабочих группы по введению ФГОС НОО» 4)Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта изменений в образовательной системе НС ОУ» 5)Форма технического задания на разработку единичного проекта изменений в образовательной системе школы
ЛА 6) Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС ОО на начальной ступени школы» Приложение 1 к приказу Проект изменений образовательной системы НС ОУ школы в соответствии с ФГОС ОО Приложение 2 к приказу …План-график введения ФГОС ОО на НС ОУ Приложение 3 к приказу …Система контроля хода работ по введению ФГОС ОО 7) ПРИКАЗ «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов» 8) Приказ « О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе на НС ОУ»
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. ( Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты)
Приказ о введении от «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко
Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательная программа: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
От ФГОС к ООП образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умений учиться Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО
ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Обеспечению введения ФГОС НОО требует следующих мер Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: разработка примерной основной образовательной программы, включающей : базисный учебный план планируемые результаты освоения основной образовательной примерные программы учебных предметов примерные программы в соответствии с ФГОС: программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов
Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО Планируемые результаты - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Уровни описания: Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – «Выпускник получит возможность научиться»
Учебный план ОУ Базисный учебный план (БУП)- нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения БУП состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Примерная программа формирования универсальных учебных действий (УУД) Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Примерные программы учебных предметов, курсов Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам программы обеспечивают: определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Основное назначение РП Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитывается как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Титульный лист Пояснительная записка Содержание учебного предмета Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др. Требования к уровню подготовки обучающихся Описание учебно-методического комплекта Контроль уровня обученности Литература и другие средства обучения Приложения Дистанционные модули
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки школой собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация (Итоговая оценка) : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения
критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Особенности оценивания