УНИВЕРСИТЕТЫ: МЕЖДУ ЭВОЛЮЦИЕЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ Исак Фрумин (Институт образования НИУ ВШЭ) Higher School of Economics
2 РАЗНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
3 ОСНОВНОЙ ВОПРОС КАКОВЫ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕРАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ?
4 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 3. КАДРОВОЕ ОБНОВЛЕНИЕ 4. ДАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ АКТОРОВ (РЫНОК ИЛИ ПЛАН) 5.ИЗОМОРФИЗМ
5 АЛЬТЕРНАТИВА ЭВОЛЮЦИИ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ УСКОРЯЮЩИЕСЯ УНИВЕРСИТЕТЫ
Советское изобретение – «квазикорпоративная» система высшего образования 6 Высшее образование – кадровая часть государственной «корпорации» ГОСУДАРСТВО – ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ЗАКАЗЧИК 1.Территориально-производственные вузы Профили: Политехнические, культуры и искусств, экономики и кооперации, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские 2. Отраслевые вузы (водный транспорт, полезные ископаемые) 3. Классические университеты В.И. Ленин: Превратить социалистическое общество «в одну контору и одну фабрику с равенством труда и равенством оплаты» Экономическая и социальная система СССР как «единая машина
НАСЛЕДИЕ СОРОКОВЫХ ГОДОВ
РЕВОЛЮЦИЯ 1. НОВЫЕ ЗАКАЗЧИКИ 2. СЛОМ ЭВОЛЮЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ 3.РАЗВИТИЕ, СТАГНАЦИЯ И ДЕГРАДАЦИЯ 8
ИСТОЧНИКИ УСКОРЕНИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХИРУРГИЯ 2. БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ С НУЛЯ 3. ВНЕШНЕЕ ДАВЛЕНИЕ (КОНКУРЕНЦИЯ) 4. ОТКАЗ ОТ СТАГНАЦИИ 9
МЕХАНИЗМЫ УСКОРЕНИЯ 1. ПОДРЫВНЫЕ ИННОВАЦИИ 2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ 3. ЧТО ЕЩЕ? 10