Тема 3 Международная политика. Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нетарифные ограничения международной торговли. Выполнила: Кузьмина Наталия гр.6071.
Advertisements

1 Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли.
Понятие и назначение квотирования во внешней торговле.
Тема 5 Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
ВТО: оценка роли в регулировании мирового хозяйства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
1 Тема 10 Нетарифное регулирование международной торговли 1.Количественное регулирование МТ 2.Скрытые методы торговой политики 3.Финансовые методы торговой.
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
Основы государственного регулирования ВЭД в РФ. План: Классификация видов и форм ВЭД Методы и приемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Мировая экономика Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
Внешнеторговая политика зарубежных стран: цели, основные направления развития.
Сущность и виды торговой политики Интересам любой страны отвечает политика свободной торговли. Правительства всех стран вводят различные ограничения на.
Внешнеэкономическая деятельность Компенсационные пошлины. Экспортные субсидии.
Протекционизм международной торговли Выполнила: Хакимова Мария.
Протекционизм международной торговли. Протекциони́зм политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
Тема 7: Определение стоимости товара при экспертной оценке в таможенных лабораториях.
Организация международного маркетинга.. Большая емкость внутреннего рынка товаров подталкивает многие страны искать все новые и новые рынки их сбыта,
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Транксрипт:

Тема 3 Международная политика

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика государства - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: - обеспечение экономического роста; - изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; - выравнивание структуры платежного баланса; - обеспечение стабильности национальной валюты; - сохранение политической и экономической независимости страны; - обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Основные методы регулирования внешней торговли Государственное регулирование Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Государственное регулирование международной торговли может быть: - односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.); - двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.; - многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли (фритредерство) (freetrade)- политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Плюсы и минусы протекционизма + 1. Увеличение доходов государственного бюджета Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма. 2. Защищает национальное производство от демпинга 3. Поддерживает молодые отрасли Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.

Противники протекционизма считают, что: а) достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны; б) протекционизм в отношении молодых отраслей может значительно снизить стимулы к повышению их эффективности. 4. Стимулирует рост национального производства и рост занятости Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта позволяет: а) поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность; б) увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции. 5. Способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

- 1. падает эффективность производства 2. растут цены при уменьшении выбора товаров 3. не используются преимущества МРТ 4. подрываются возможности экспорта Сокращение экспорта и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия. 5. Обострение государственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые могут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. 6. подрываются условия для формирования автаркии

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. В 5060-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 7080-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно- экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Тарифные методы регулирования: Tariff trade regulation Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Таможенный тариф (customs tariff) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельностью; Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, против которого показаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар.

Например, таможенный тариф России имеет несколько колонок: для товаров из стран СНГ; для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования; для товаров из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования; для товаров из развивающихся стран и из наименее развитых стран (беспошлинно). Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства. Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирма и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы. Таким образом, тариф на товар (например, холодильники)поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

Таможенная пошлина (customs duty) - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: - фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; - протекционистскую (защитную),относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; - балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 3040%; в 70-х гг. 710%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах 35%, в России 1316%.

Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная – для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

1. По способу взимания: - адвалорные(advalorem duty)- начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

1. По способу взимания: - адвалорные(advalorem duty)- начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

2. По объекту обложения: - импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; - экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; - транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

- специфические(specific duty) - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т). Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. - комбинированные (compound duty) - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

3. По характеру действия и целей применения: - сезонные (seasonal duty) - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается; - антидемпинговые(untidumping duty) - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные (countervailing duty) - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

4. По происхождению: - автономные (autonomous duty) - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; - конвенционные (договорные)(conventional duty) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе; - преференциальные(preferential duty) - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

5. По типам ставок: - постоянные (constant duty) - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; - переменные (variable duty) - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoй власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление. 6. По способу вычисления: - номинальные (nominal duty) - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт; - эффективные (effective duty) - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения. В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают. Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана. Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуществить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трехколонными тарифами, составляющими большинство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали - 17). Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги. Кроме того, в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии). Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет. С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран: Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско- Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере %. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а так же Южная Корея.

Нетарифные методы регулирования международной торговли (Non-tariff trade regulation) После Второй мировой войны роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, начиная с 50-х гг. в результате многосторонних переговоров удалось значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение. Во-вторых, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей. В-третьих, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов. Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Одни из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.

В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-нибудь их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики. Нетарифные ограничения (НТО) – комплекс мер ограничительно- запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 3. Выполнение международных обязательств 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер 6. Защита общественной морали и правопорядка 7. Защита культурных ценностей 8. Обеспечение национальной безопасности

Классификация нетарифных методов (Non-tariff trade regulation) В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: 1. Меры прямого ограничения 2. Таможенные и административные формальности 3. Прочие нетарифные методы 1. Меры прямого ограничения Количественные ограничения (quantative restrictions)- административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации (К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.) В ст. 21 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. А) Квотирование (контингентирование) (quotation) - количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений.

По направленности их действия квоты разделяются на: Экспортные(export quota) - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов). Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Импортные (import quota) - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

По охвату квоты делятся на: Глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара; Индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго (trade embargo). Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в США как раньше.

Б) Лицензирование (licensing) - это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; Генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок; Глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; Автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны: - Аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей; - Система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот. - Распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны: - Аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей; - Система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот. - Распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

В)Добровольное ограничение экспорта (voluntary export restrictions)- количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны- экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной- импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. «Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости. В 1982 г. американская палата представителей одобрила проект «Закона о справедливой практике в производстве автомобилей», который, правда, не прошел конгресс и поэтому не стал законом. Справедливая практика понималась американскими законодателями, в числе прочего, как введение требования о содержании местных компонентов для всех автомобильных фирм.

Это делалось для того, чтобы, с одной стороны, предотвратить перемещение производства американских фирм за рубеж, а с другой – привлечь иностранные автомобильные фирмы в страну и тем самым поддержать занятость. По проекту, американская корпорация «Форд моторз» должна была производить не менее 90% стоимости своего автомобиля в США, а японская «Тойота» – не менее 71%, если она хотела экспортировать товары на американский рынок. При этом для американской компании это означало сдерживание перемещения производства отдельных компонентов в латиноамериканские страны, где их можно было бы производить с меньшими издержками, а для японской компании – необходимость переноса большей части производства в США как из Японии, так и из развивающихся стран, что также увеличивало издержки.

Специальные защитные меры В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся: Импортные квоты Специальные пошлины Антидемпинговые пошлины Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны- импортера Компенсационные пошлины Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах: - Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене. - Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства. - Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

- Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. - Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство- импортер может вводить Антидемпинговые пошлины - временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке. Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

2. Административные и таможенные формальности. 1)Импортные налоги и сборы (не следует их смешивать с импортными пошлинами): Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

- Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог); - Внутренние (уравнительные) налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы). - Пограничные налоги и сборы (или таможенные доплаты), которые взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления (сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества) - Скользящие сборы - дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами.

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара. Импортные депозиты - требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).

2) Сертификация Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ " О сертификации продукции и услуг " и иными правовыми актами. Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде - те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках. Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

3. Прочие нетарифные меры 1)Валютные ограничения и валютный контроль Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Главная задача валютных ограничений – сокращение оттока валюты и валютных ценностей из страны для уравновешивания платежного баланса и поддержания курса национальной валюты. При режиме валютных ограничений импортеры должны обращаться в валютные органы за разрешением на получение и расходование иностранной валюты. Органы валютного контроля, предоставляя валюту для импортной сделки, могут разрешить или запретить импортную операцию. Второе направление валютного регулирования импорта – порядок продажи валютной выручки. В России действует обязательная продажа валютной выручки экспортеров Центральному банку. Все предприятия должны обязательно продавать 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг через банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке.

2) Регулирование курса национальной валюты Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Девальвация валюты, т.е. официальное занижение курса националной валюты как бы создает дополнительный импортный барьер, затрудняющий реализацию иностранных товаров. Обратный процесс (ревальвация) – может привести к снижению цен импортных товаров и в результате – к ослаблению действия национальных торгово-политических барьеров и увеличению импорта иностр.товаров.

3) Меры поддержки экспорта. К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов; организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:финансовая поддержка,налоговое стимулирование, таможенно-тарифное стимулирование,специальные мероприятия в поддержку экспорта, меры общеэкономического характера.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии (export subsidy), т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.). Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые - непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр. Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли. Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как нечестную конкуренцию и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских компенсационных пошлин. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.

Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам. Государство осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка. Налоговая система же предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают больших размеров. Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли себя на проведение государственной программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей. Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму: - Субсидированные кредиты национальным экспортерам - кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной. - Государственные кредиты иностранным импортерам - при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит. - Страхование экспортных рисков национальных экспортеров- которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). Экспортные кредиты бывают: Краткосрочные - на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья; Среднесрочные - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования; Долгосрочные - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг. Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров - на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО); - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); - Международная торговая палата (МТП). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) GATT – General Agreement on Tariffs and Trade - это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после Второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

ВТО Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisationmondialeducommerce (OMC), исп. OrganizaciónMundialdelComercio) международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Он включает: защитные меры (safeguards) - временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины (antidumping duties) - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины (countervailing duties) - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме. · Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов (tariff binding) - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. · Содействие конкуренции - отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.

Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие: · Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ (most-favored-nation, MFN) - правило, означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. · Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. · Применение мер, ограничивающих, импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна может в случае необходимости защитить свой внутренний рынок.

· Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов (tariff binding) - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. · Содействие конкуренции - отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.

Членство в ВТО дает странам следующие преимущества: защищает от дискриминации между торговыми партнерами; предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает одинаковое отношение ко всем партнерам; предусматривает взаимное предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; обеспечивает информацией о деятельности данной организации; дает договаривающимся сторонам правовую базу для осуществления торговых операций национальными участниками внешнеэкономической деятельности.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из- за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско- Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам). Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета Евр АзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли. Основные обязательства стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС. - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями). - взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения. - развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем. - обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами. - создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 г. по решению Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам «третьего мира». Задачи ЮНКТАД: - содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; - выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных МЭО; - участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли. В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым изделиям и полуфабрикатам; по морским перевозкам; по «невидимым» статьям торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий.

Главный принцип работы ЮНКТАД групповой по социально- экономическому и географическому признакам:А афро-азиатские страны;В промышленно развитые страны;С латиноамериканские страны;Д бывшие социалистические (европейские) страны. Велика роль ЮНКТАД в установлении режима преференций (льгот) для товаров из развивающихся стран на рынках промышленно развитых стран. На сессии ЮНКТАД в Дели в 1988 г. была принята «Общая система преференций при импорте готовых товаров из развивающихся стран», в соответствии с которой промышленно развитыми странами были введены режимы преференций по отношению к развивающимся, однако в последующем имел место рост новых нетарифных барьеров. В настоящее время ЮНКТАД не играет такой важной роли в регулировании международной торговли, как 1520 лет тому назад, но свой потенциал еще сохраняет.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др. В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля- продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок. Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

По мнению многих специалистов, РФ обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: - огромные сырьевые богатства; - квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; - долговременное присутствие российской машинной и технической продукции на ряде рынков разных стран; - большие масштабы накопленных основных фондов; - мощный научно-технический потенциал, наличие передовых и даже уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.).

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, снижающие эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести: - отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; - изменившаяся геополитическая структура современного мира, приведшая к резкой переориентации российских внешнеэкономических связей на промышленно развитые страны, что привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта; - нерациональная структура экспорта и импорта; - долговременный спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что привело к потере традиционных рынков; - ориентация НИОКР на военные исследования, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию; - изношенность и моральное устаревание основных фондов; - нестабильность в экономике и политике.

В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота; гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности; гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота; гг. увеличение масштабов и экспорта, и импорта. Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является быстрорастущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот только в 2003 г. превысил уровень 1990 г. (183 млрд. долларов), в 2006 г. составив 468 млрд. долларов. В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10 места в 1990 г. на 17 в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран Юго- восточной Азии. И только в 2004 г. вес РФ в международной торговле достиг 2,8%, что соответствует уровню 1990 г. Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит более 4-х тысяч различных видов отечественной продукции. В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие. - сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 2005 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 64,4% всего российского экспорта. - произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. - сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках. - международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наиболее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

- устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 5,6% в 2005 г. - удельный вес и объем экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ. - после распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: существенно выросла доля индустриально развитых стран. В 2005 г. в общем объеме экспорта товаров РФ на долю Нидерландов приходилось 10,2%, ФРГ 8,2, Италии 7,9, Китая 5,4, Украины 5,1, Турции 4,5, Швейцарии 4,3, Беларуси 4,2, Польши 3,6, Великобритании 3,4, Финляндии 2,3, США 2,6%.

В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции. - основными статьями являются машины и оборудование (44% в 2005 г.), продовольственные товары (17,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (16,5%). - импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте. - нерационален и импорт продовольственных товаров: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК), Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием. - происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. В российском импорте преобладают поставки из ФРГ 13,5%, Украины 7,9%, Китая 7,4%, Японии 5,9%, Беларуси 5,8%, США 4,6%, Италии 4,5%, Южной Кореи 4,1%, Франции 3,7%, Казахстана 3,3%, Финляндии 3,1%.

В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно- техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса. Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции: выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами; разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров; сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участвовать в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей. Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово- промышленные палаты выполняют следующие задачи: оказание помощи предпринимателям и предприятиям, организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством, содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг, содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внеш расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг. Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты. Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслей структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции: контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества; участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан; ведение таможенной статистики; участие в валютном и экспортном контроле; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся: межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля; аудиторская проверка отдельных участников ВЭД; координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России; содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю