ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению для воспитателей на тему «Федеральный государственный образовательный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Advertisements

Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Способы поддержки детской инициативы Государственное бюджетное.
Мониторинг результатов освоения детьми ООП ДО как способ оценки качества дошкольного образования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования Боярских И.А., воспитатель детского сада «Сказка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Проектирование ООП в контексте с ФГОС дошкольного образования.
Педагогический совет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» (закон РФ «Об образовании»,
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2014 г. Уважаемые родители! Мы работаем в такое время, когда каждый день происходят изменения в системе образования, выходят в свет множество документов.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗКА» Выполнила студентка группы Д 2351 У Сафиуллина Зухра.
Транксрипт:

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению для воспитателей на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 64. п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Гл.1. п Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности… п Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности… Гл. 2 п.2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru п В содержательном разделе Программы должны быть представлены: б) способы и направления поддержки детской инициативы… Гл.3 п Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности… п Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)… Гл. IV. п.4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Ребенок как субъект педагогического процесса Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с самостоятельностью ребенка при выполнении содержания деятельности и средств ее реализации с процессами эмоционально- положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе Качества, характеризующие ребенка как субъекта: -интерес к миру и культуре; -избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; -инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; -самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; -творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициативы ребенка-дошкольника Сферы проявления детской инициативы (то есть собственно- содержательной направленности активности ребенка): творческая, созидательная, познавательная, коммуникативная Этапы развития инициативного замысла ребенка 2-3 года - апробирование себя во внешнем поле (кто я ?); 3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу?); 5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу?)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициативности ребенка (субъектной активности) обеспечивают: Развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста); Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная. В соответствии с содержанием образовательной деятельности добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая), целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициатив (по Н.А.Коротковой) Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru С детальным описанием сфер инициативы на различных этапах развития дошкольника, с описанием образовательной деятельности в культурных практиках можно ознакомиться в комплексной образовательной программе дошкольного образования «МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» (см. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой; инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью; коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной; познавательная инициатива – любознательность: наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью; двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой 1-й уровень. Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы- заместители, наделяя один и тот же предмет разны- ми игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. 2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной последовательности событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). 3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек- персонажей), а также может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью 1-й уровень. Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов бумаги и т. п.); завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую»,«строю»); называние продукта деятельности может появиться после ее окончания (предварительно конкретная цель не формулируется). Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. 2-й уровень. Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности). Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («На- рисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»). 3-й уровень. Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной 1-й уровень. Ребенок привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял его наверняка; также выступает как активный наблюдатель, пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, доволен общением со сверстниками, рад вниманию любого из них. Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие его самого действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не предпринимает специальных усилий чтобы быть понятым; довольствуется обществом любого. 2-й уровень. Намеренно привлекает конкретного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременно кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение-побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые предметы, материалы, роли, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение- побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. 3-й уровень. Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия («Давайте так играть», «…рисовать»); использует простой договор ( «Я буду.., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами. Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Познавательная инициатива – любознательность: наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью 1-й уровень. Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); много- кратно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. 2-й уровень. Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? По- чему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так…, или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования. Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата. 3-й уровень. Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде кол- лекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 1-й уровень. Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); много- кратно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. 2-й уровень. Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? По- чему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так…, или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования. Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата. 3-й уровень. Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде кол- лекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо). Двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников? 1. Неформальное партнерство взрослого и ребенка – партнерская позиция взрослого: через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов; через непосредственное включение в их деятельность; 2. Прямое обучение – учительская позиция взрослого: через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности По мнению Л.С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть взрослым, подражать ему, с другой – стремление делать то, что интересно.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Партнер-модель» - взрослый может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду…» «Партнер-сотрудник» - взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. «Давайте сделаем…» Партнерские отношения должны усложняться с возрастом. В старшем дошкольном возрасте более эффективной становится позиция «партнер-сотрудник». Партнерство как равноправное включение относительно ребенка взрослого в процесс деятельности

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Структура образовательного процесса для детей 3-5 лет: 1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. 2. Свободная деятельность самих детей. Структура образовательного процесса для детей 5-7 лет: 1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. 2. Свободная деятельность самих детей. 3. Элементы учебной деятельности на занятиях по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Позиция взрослого-учителя обеспечивает непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе: специальную подготовку - введение в базовые школьные учебные предметы; психологическую подготовку - умение принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, контролировать себя (т.е. формирование у ребенка основ учебной произвольности, способности к учебной работе). Оптимальная модель образовательного процесса на основании позиции взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Условия, необходимые для развития познавательно- интеллектуальной активности детей 1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию. 2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. 3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. 5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиску нового и т.д.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Эффективные формы поддержки детской инициативы 1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 2. Проектная деятельность. 3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» Из книги Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста»

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Практическая часть методического объединения: Развитие детской инициативы и самостоятельности детей -в разных культурных практиках; -в разных видах образовательной деятельности: непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности; -создание условий для разных видов детской деятельности; -взаимодействие с семьей по развитию детской инициативы; -с учетом разных групп детей (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к отдельным культурным практикам и др.).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7, ст.64 «Дошкольное образование» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Литература 1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах/Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов. – Изд. 3-е дораб., - Москва: Линка-Пресс, Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/Под редакцией Т.Н. Дороновой.