Портрет И.А. Гончарова кисти И.Н. Крамского Гуляева Оксана Олеговна
Дом, где родился писатель Иван Александрович Гончаров
А.М.Гончарова,мать писателя Н.Н. Трегубов, крёстный отец, отставной моряк
гг гг. – Московское коммерческое училище гг гг. – словесное отделение философского ф-та Московского университета
Русские писатели, которым отдавал предпочтение Гончаров в юности Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин А.С.Пушкин
ВЗРОСЛЕНИЕ 1835 г г. – переезд в Петербург и начало службы в Министерстве финансов 1846 г. В. Г. Белинским «Современник», 1846 г. – знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом Писатели круга «Современника» 1856 г. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский
Господин де-Лень Господин де-Лень
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ … 1852 – 1855 гг – 1855 гг. – кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в должности секретаря начальника экспедиции вице - адмирала Путятина гг гг. – путевые очерки «Фрегат «Паллада»
ПО КАЗЕННОМУ ДЕЛУ Фото 1861 г г г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора 1865 г г. – член Главного управления по делам печати 1867 г г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение 1891 г. 27 сентября 1891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище
ТРИЛОГИЯ О РУССКОЙ ЖИЗНИ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 1847 г. «ОБЛОМОВ» 1859 г. «ОБРЫВ» 1869 г. Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества х годов Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНОВ ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙБУРЖУАЗНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество
ГЕРОИ РОМАНОВ Образ Александра Адуева: Образ Александра Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа Образ Обломова: Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью Образ Райского: Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством
В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров
Титульный Титульный лист журнала «Отечественные записки, в котором был опубликован роман «Обломов» лист журнала «Отечественные записки, в котором был опубликован роман «Обломов» в 1859 году
"Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". И. С. ТУРГЕНЕВ И. С. ТУРГЕНЕВ 1848 год – 1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» А. В. Дружинин.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА ОЛЬГА Агафья Матвеевна
«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постоянное водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ? ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?
Образ главного героя
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире.
Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою матернею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана уселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; номер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.
Характеристика героя Внешность Образ жизни Привычки ОдеждаЧерты характера
Подумайте: 1. Прочитайте концовку 1 главы. Почему автор особо подчеркивает, что Обломов с любопытством ждёт гостей (но опять – таки «лёжа»)? 2. Кто приходил в гости к Обломову в этот день? 3. Опишите их внешность. Как в ней отражены жизненные цели этих героев? 4. Как Обломов относится к каждому из посетителей? Как это его характеризует? 5. Какую роль играет эта глава в всём произведении?
Итак, в одно прекрасное утро Обломов лежит, «ворочаясь с боку на бок», теряется «в приливе житейских забот». Он ещё полон сил и надежд. Он ждёт от жизни чего – то. Отсюда и его любопытство. В дверь его комнаты, возможно, стучится нечто новое, то, что сумеет поднять его с постели в это утро, вырвет его из пыльной паутины, которая обволокла всю его комнату. Новое, волнующее неизвестное… Можно ли уже сейчас, в этот момент, предсказать трагический исход жизни Обломова? Мнение учителя
Изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков …в Екатерингоф!...у князя Тюменева!… к Муссинским!... Мездровы!..... Лакированные сапоги Глянцевитая шляпа Тончайший батистовый платок, пропитанный ароматами Востока Не нужно бывать в должности!… Боже мой, что за веселье на этом свете! …надо быть au courant всего, знать новости… Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?... несчастный !
…дьявольская служба… К четвергу надо приготовить доклад – адская работа… …много кое – чего… …меня ценят… А что ж бы я стал делать, если б не служил! гербовые пуговицы Увяз, любезный друг, по уши увяз… И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое… НЕСЧАСТНЫЙ!
И всё писать, писать, как колесо, как машина… НЕСЧАСТ НЫЙ эспаньолка Две статьи в газету каждую неделю Разборы беллетристов «Любовь взяточника к падшей женщине» Нам нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь…
Что символизирует каждый из этих образов? подсказка
Волков Судьбинский Пенкин бурная, но пустая светская жизнь успешная карьера легкий литературный труд РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?
Обломов не выгоняет, выслушивает каждого, но тем не менее после ухода каждого он горестно и пылко рассуждает о том, что каждый из них несчастный человек. В каждом из них он видит человека. Искренне жалеет, что они теряют свою индивидуальность в погоне за призрачным… Можно ли осуждать Обломова за то, что он отказывается от всяческих «благ», предложенных «друзьями»? Мнение учителя
РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА? ВОЛКОВ СУДЬБИНСКИЙ ПЕНКИН АЛЕКСЕЕВ ? Светская жизнь Карьера Литературная деятельность ???????????нахлебник
«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?» («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) 1. Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. 2. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. 3. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? 4. Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?
«Что за чудный край!..»
« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …» КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ
КРИТИКИ ПИШУТ… «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно- художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г. «Сон Обломова» это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Какую роль в воспитании и образовании человека играют традиции и образ жизни семьи?» «Какую роль в воспитании и образовании человека играют традиции и образ жизни семьи?»