Государственный Университет Управления.. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ» МОСКВА - 2005 ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Advertisements

План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент и менеджер
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Транксрипт:

Государственный Университет Управления.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ» МОСКВА ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ Автор – КУЗЬМИНА Елена Юрьевна 1.2. Генезис менеджмента.

Место главы «Генезис менеджмента» в макроструктуре раздела «Менеджмент и менеджеры» Генезис менеджмента 1.1. Менеджмент и менеджеры Раздел 1. Менеджмент и общество «Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств». Перикл Перспективы менеджмента Периодизация менеджмента Факторы развития управленческой мысли 3 СЛС 2

1.2. СЛС «Древний» 14. «Индустриальный»15. «Систематизации»16. «Информационный» 17. Ключевые положения этапов (периодов) 18. Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом 19. Новая парадигма управления 6. Наука 7. Практика Развитие 9. человека 10. производства 11. общества 12. Основные тенденции развития менеджмента как 8. Факторы развития менеджмента 20. Основные черты менеджера XXI века 2. Зарождение 3. Развитие 4. Состояние 1. Генезис менеджмента Факторы развития управленческой мысли Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента 5. Менеджмент «Древний» 14. «Индустриальный»15. «Систематизации»16. «Информационный» 17. Ключевые положения этапов (периодов) 18. Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом 19. Новая парадигма управления 6. Наука 7. Практика Развитие 9. человека 10. производства 11. общества 12. Основные тенденции развития менеджмента как 8. Факторы развития менеджмента 20. Основные черты менеджера XXI века 2. Зарождение 3. Развитие 4. Состояние 1. Генезис менеджмента Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента 5. Менеджмент

Периодизация менеджмента Факторы развития управленческой мысли Перспективы менеджмента Генезис менеджмента. Содержание 5 СЛС 1.2. Содержание.

Ступени развития менеджмента 1) Генезис менеджмента 2) Зарождение 5) Менеджмент только тогда может быть устойчиво эффективным, если 6) в него заложены механизмы готовности к изменениям, будущему, развитию. 7) Эти механизмы проявляются в: - потенциале развития М.; потенциале развития М.; - различных свойствах М.; различных свойствах М.; - принципах М. принципах М. и пр ) Развитие 4) Состояние СЛС Ступени развития менеджмента.

Ступени развития менеджмента 9. Управление качеством жизни Социально-демократическое управление 9 а. 8. Управление культурой Культурно-мотивационное управление 8 а. 7. Управление интеллектуальным и духовным развитием Образовательное управление 7 а. 6. Управление отношением Профессиональное управление 6 а. 5. Управление коммуникациями Информатизированное управление 5 а. 4. Управление общением Диверсифицированное управление 4 а. 3. Управление поведением Интегративное управление 3 а. 2. Управление деятельностью Функционально-специализированное управление 2 а. 1. Управление действиями Спорадическое управление (единичное, от случая к случаю) 1 а. Смена приоритетов в предмете управления Смена приоритетов в методах и организации управления Развитие человека, производства и общества Развитие управления СЛС Развитие человека, производства и общества.

Основные тенденции развития менеджмента Профессионализация управления Ориентация на качество управления Диверсификация менеджмента Инновационный потенциал менеджмента Возрастание роли человеческого фактора Основные тенденции развития менеджмента Тенденция – это общее выражение зависимостей, определяющих направление развития и характер изменений, которые происходят при этом развитии СЛС Основные тенденции развития менеджмента.

Основные тенденции развития менеджмента Профессионализация управления Эта тенденция заключается не только в профессиональной подготовке менеджеров и обеспечении им соответствующего образования, но и в таком построении организации управления, которое ориентировано на профессионализм управления. Профессионализация управления Ориентация на качество управления Диверсификация менеджмента Инновационный потенциал менеджмента Возрастание роли человеческого фактора Основные тенденции развития менеджмента 8 СЛС Профессионализация управления.

Основные тенденции развития менеджмента Профессионализация управления Ориентация на качество управления Диверсификация менеджмента Инновационный потенциал менеджмента Возрастание роли человеческого фактора Основные тенденции развития менеджмента 8 Инновационный потенциал менеджмента Сегодня может быть будущее лишь у такой фирмы, в которой процессы управления формируют инновационный потенциал развития, т.е. стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления, мониторинг социально- экономической обстановки и адаптации систем управления к новым условиям, формирование систем креативного менеджмента. СЛС Инновационный потенциал менеджмента.

Основные тенденции развития менеджмента Профессионализация управления Ориентация на качество управления Диверсификация менеджмента Инновационный потенциал менеджмента Основные тенденции развития менеджмента 8 Ориентация на качество управления Качество становится ведущей проблемой развития и сегодня рассматривается как одна из основных целей управления, определяющая все его особенности и содержание, эффективность и потенциал развития. При этом тенденция заключается не только в управлении качеством, а в потребности повышения качества управления. Возрастание роли человеческого фактора СЛС Ориентация на качество управления.

Основные тенденции развития менеджмента Профессионализация управления Ориентация на качество управления Диверсификация менеджмента Инновационный потенциал менеджмента Основные тенденции развития менеджмента 8 Возрастание роли человеческого фактора Диверсификация менеджмента Современной проблемой, определяющей понимание перспективных изменений, движение в будущее, является проблема диверсификации менеджмента. Это тенденция гармонизации разнообразных форм и типов систем управления, механизмов и технологий управления. СЛС Диверсификация менеджмента.

Факторы развития управления 8 Факторы развития объекта управления 1 а. Прибыль 2 а. Ресурсы 3 а. Производительность 4 а. Производственная мощность 5 а. Структура деятельности 6 а. Новые технологии производства 7 а. Позиции в конкурентной борьбе 8 а. Качество продукции 9 а. Новая продукция 10 а. Имидж фирмы 11 а. Приращение капитала Факторы развития управления 12 а. Масштаб СЛС Факторы развития объекта управления.

Факторы развития управления Факторы развития управления 1. Эффективность 2. Изменение функций 3. Изменение концепции 4. Техническая вооруженность 5. Совершенствование персонала 6. Изменение целей и стратегии 7. Информационные технологии 8. Изменение организации 9. Механизмы мотивации 10. Новые методологии 11. Ресурсоемкость Факторы развития объекта управления 815 СЛС Факторы развития управления.

Факторы развития управления Эффективность управления Развитие объекта управления Развитие управления (по критериям эффективности и ресурсоемкости) I Простое управление II Эффективное управление III Сложное управление (кризисное) IV Новое качество управления Ресурсоемкость управления СЛС Развитие управления и объекта управления.

Периодизация менеджмента Факторы развития управленческой мысли Перспективы менеджмента Генезис менеджмента. Содержание 16 СЛС 1.2. Содержание.

СЛС «Древний» 14. «Индустриальный»15. «Систематизации»16. «Информационный» 17. Ключевые положения этапов (периодов) 18. Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом 19. Новая парадигма управления 6. Наука 7. Практика Развитие 9. человека 10. производства 11. общества 12. Основные тенденции развития менеджмента как 8. Факторы развития менеджмента 20. Основные черты менеджера XXI века 2. Зарождение 3. Развитие 4. Состояние 1. Генезис менеджмента Факторы развития управленческой мысли Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента 5. Менеджмент

18 Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Периодизация менеджмента «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Николо Макиавелли Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Периодизация менеджмента.

19 Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Николо Макиавелли Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр Периодизация менеджмента СЛС Древний период.

«Древний» период (9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.) 20 Древний Шумер Зарождение письменности. Это революционное достижение привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями г. до н.э. – свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) Древний Вавилон Соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства Навуходоносор ( до н.э.) СЛС Древний Шумер и Древний Вавилон.

21 Анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний» Сократ ( до н.э.) Древняя Греция Говорил о необходимости специализации производственных процессов, сделал попытку разграничить функции органов управления Платон ( до н.э.) «Древний» период (9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.) СЛС Древняя Греция.

22 Советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать». После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе. Советовалось также дать управляющему план работ на год. Катон Старший ( до н.э.) Древний Рим «Древний» период (9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.) В работе «Государь» изложил принципы науки управления государством. качества, необходимые руководителю: смелость; способность к точному расчету на основе научного прогноза; учет (но не абсолютизация) общественного мнения; умение управлять самим собой; принцип справедливости – не допускать ненависти и гнева со стороны своего народа по отношению к себе; развивать в себе умение пресекать в зародыше попытку мятежа. Главной движущей силой общ. развития выступают материальный интерес и страх. Николо Макиавелли ( ) Средние века СЛС Древний Рим и Средние века.

23 Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Периодизация менеджмента «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Николо Макиавелли Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Индустриальный период.

24 1. Проанализировал различные формы разделения труда 2. Описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда 3. Наибольший вклад в развитие представлений о государственном управлении Адам Смит ( ) 4. Идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Забота о рабочих и служащих чрезвычайно выгодна для управленческого персонала и способствует выводу людей из состояния нищеты 5. Предложил теорию идеального рабочего места Роберт Оуэн ( ) Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в Европе. Отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального менеджмента «Индустриальный» период ( ) СЛС Адам Смит и Роберт Оуэн.

25 Распознал потенциальные возможности специализации труда: разделение сложногозадания на более простые, не требующие определенной последовательности выполнения операций. В книге «Экономика машин и промышленных предприятий» Б. описал отдельные характеристики «положительного разделения труда», причины и необходимость разделения физического и умственного труда. Он – автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 г. разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины прообраза ЭВМ. Чарльз Бэббидж ( ) «Индустриальный» период ( ) СЛС Чарльз Бэббидж.

26 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд Периодизация менеджмента I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Поведенческая (бихе- виористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис СЛС Период систематизации. Школа научного управления.

27 Первая система научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора ( ) «Лучший менеджмент – это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах» Период систематизации менеджмента ( ) Принципы научного управления Ф.У. Тейлора 3. Нормализация приемов и условий работы 4. Специализация функций в производстве 5. Отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка 6. Точные инструкции каждому работнику 7. Специальная подготовка работника 8. Отделение администр. работы от исполни- тельской, введение института мастеров 9. Учет и контроль всех видов работ 10. Попытка обеспечить сотрудничество администрации и работников 2. Анализ трудового процесса и расчленение его на отдельные операции и приемы; выбор наилучшего, т.е. минимального времени и способа выполнения операции и всего трудового процесса Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет «ТЕЙЛОРИЗМ» СЛС Первая система научного управления. Тейлоризм.

Период систематизации менеджмента ( ) Первая система научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора ( ) 1. Научный подход к выполнению каждого элемента работы 2. Научный подход к подбору, обучению и развитию рабочих 3. Кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода 4. Заработная плата выплачивается человеку, а не месту, т.е. зависит от количественных показателей Принципы управления трудом рабочих Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет СЛС Ф. У. Тейлор. Принципы управления трудом рабочих.

29 Харрингтон Эмерсон ( ) Период систематизации менеджмента ( ) 12 принципов производительности Точно поставленные цели 1. Здравый смысл в каждой работе 2. Компетентная консультация 3. Дисциплина 4. Справедливое отношение к персоналу 5. Оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет 6. Диспетчирование (хорошо организованная диспетч. служба) 7. Нормы и расписания (четкий план работы) 8. Нормализация условий деятельности работника 9. Нормирование операций 10. Написание стандартных инструкций 11. Вознаграждение за производительный труд 12. Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет Производительность – оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами СЛС Х. Эмерсон. Принципы производительности.

Период систематизации менеджмента ( ) 30 Генри Форд ( ) Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет 1. Максимум разделения труда 2.Специализация 3. Широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки 4. Расстановка оборудования по ходу технологического процесса Принципы организации управления 5. Механизация транспортных работ 6. Регламентированный ритм производства продукции Нововведения Г. Форда «Служебный талант – это наша самая большая ценность» Внедрил конвейер на производстве 7. Установил 8-часовой рабочий день 8. Установил минимальный уровень зарплаты 9. Создал социологическую службу 10. СЛС Г. Форд. Принципы организации управления.

31 «Теория идеальной бюрократии» Макса Вебера ( ) «Наиболее эффективным методом работы является жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами Тейлора».жесткий порядок, правилами Тейлора Период систематизации менеджмента ( ) Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет 1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов 2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему 3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач 4. Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок; Принципы управления M. Вебера 5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальства СЛС М. Вебер. Принципы управления.

32 Теория сетевого планирования Генри Лоренса Гантта ( ) Период систематизации менеджмента ( ) Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет 1. От отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом 2. Заметил, что причиной низкой производительности нередко бывает плохая организация 3. Предложил планировать и контролировать не только загрузку материалов и оборудования, но и время, и резервы выполнения работ 4. Привел научное управление от статики к динамике: последовательно и систематически накапливал записи о ходе выполнения работ для их анализа Г. Гантт (ученик Ф.У. Тейлора) сделал следующий шаг в научном управлении, а именно: СЛС Г. Л. Гантт. Теория сетевого планирования.

33 Эксперименты Ф. и Л. Гилбретов Период систематизации менеджмента ( ) Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет Использовали принципы Ф.У. Тейлора разделения движенийФ.У. Тейлора на элементарные части, но расширили область их использования Френк Гилбрет ( )Лилиан Гилбрет ( ) 1. Разработал идею универсальности микродвижений и технологических процессов. 2. Разработал методику изучения движений, привел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений. 3. Доказал эффективность использования определенных методов работы в проектировании технологического процесса 4. «Задание» для рабочего, которое на начальных этапах становления научного управления составляло самостоятельный объект исследования, она превратила в эмпирическую реальность цели СЛС Ф. и Л. Гильберты.

гг. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Московское высшее техническое училище) гг. Формирование концепции управления заводским хозяйством (проф. И. Семенов, Петербургский политехнический институт) 20-е гг. XX века. Поиск новых форм и методов управления е гг. XX века. Формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления Разработка концепции народнохозяйственного планирования (план ГОЭЛРО, Г.М. Кржижановский и др.) Организационно-технические концепции управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, А.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович) Социальные концепции управления (П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин) Основные этапы развития управленческой мысли в России Школа научного управления ( ) В России : СЛС Период систематизации менеджмента ( ) Основные этапы развития управленческой мысли в России.

Принципы управления социалистическим производством 35 Школа научного управления ( ) В России : Период систематизации менеджмента ( ) 1. Демократический централизм 2. Единоначалие и коллегиальность 3. Единство политического и хозяйственного руководства 4. Сочетание отраслевого и территориального подходов 5. Плановое ведение хозяйства 7. Научность 8. Ответственность 9. Подбор и расстановка кадров 6. Материальное и моральное стимулирование труда 10. Экономичность и эффективность 11. Преемственность хозяйственных решений СЛС Принципы управления социалистическим производством.

36 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд Периодизация менеджмента I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Поведенческая (бихе- виористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис СЛС Классическая (административная) школа.

1. Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего 2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы 3. Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины 4. Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником 5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану 6. Подчиненность личных интересов общим Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами 7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу Период систематизации менеджмента ( ) Принципы управления Анри Файоля ( ) Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис СЛС А. Файоль. Принципы управления.

8. Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией 9. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников») 10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте 11. Справедливость Сочетание доброты и правосудия в управлении организацией 12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу 13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ 14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила») 38 Принципы управления Анри Файоля ( ) Период систематизации менеджмента ( ) Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис СЛС А. Файоль. Принципы управления.

39 Функции управления (по А. Файолю) Период систематизации менеджмента ( ) 3. Руководство 4. Координация «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Анри Файоль 2. Организация 5. Контроль 1. Планирование Универсальный подход функционального менеджмента Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис СЛС А. Файоль. Функции управления.

40 1. Планирование Постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия 2. Организация Создание формальной структуры подчиненности для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели 3. Комплектование штата Подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности 4. Руководство Постоянная функция принятия решений и их оформление 5. Координация Обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое 6. Отчетность Обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок 7. Составление бюджета Составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности Организационная теория Гулика – Урвика Лютер Хелси Гулик ( ) Линдал Фаунес Урвик ( ) Принципы управления Л. Гулика – Л. Урвика «Даже случаи злоупотребления единоличной властью в организации не имеют значения в сравнении с неизбежной путаницей, неэффективностью и безответственностью, которые возникают вследствие нарушения этого принципа» Период систематизации менеджмента ( ) Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис СЛС Гулик-Урвик. Организационная теория.

41 Философия административного управления Ральфа С. Дейвиса Период систематизации менеджмента ( ) Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис 1. Наиболее органические функции менеджмента в любой компании – планирование, организация и контроль 2. Потребность в «профессиональных» менеджерах, которые стремились бы к пониманию всех аспектов управления, особенно аспекта лидерства и взаимоотношений организации со средой, в которой она функционирует 3. Наличие взаимоотношений между организациями и обществом, т.е. социальная ответственность предприятий Концепция управления как «функции административного руководства» «Основные принципы высшего менеджмента» («The Fundamentals of Top Management») (1951 г.) СЛС Ральф С. Дейвис. Философия административного управления.

42 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Николо Макиавелли Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд Периодизация менеджмента I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Поведенческая (бихе- виористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис СЛС Школа человеческих отношений.

43 «Менеджмент – обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» Мэри Паркер Фоллет ( ) Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Период систематизации менеджмента ( ) 1. На передний план в функционировании организаций вышел человеческий фактор 2. Организация – это социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение 3. Управленческий персонал начал активно искать способы повышения степени удовлетворенности служащих от работы и их морального духа 4. Рекомендации по использованию приемов управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консуль- тации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе Выводы М.П. Фоллет 5. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности СЛС Выводы М. П. Фоллет.

44 «Высокая заработная плата рабочих – самый выгодный экономический принцип» Элтон Мэйо ( ) Период систематизации менеджмента ( ) Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд 1. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги 2. Социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы 3. Руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей Принципы научного управления в теории Элтона Мэйо. «Хоторнский эффект» СЛС Элтон Мэйо. Принципы научного управления.

45 Взаимодействия людей, которые не имеют сознательно координируемых общих целей В них устанавливаются сознательно координируемые социальные взаимодействия, имеющие общую цель для всех членов организации Организации Формальные Неформальные Период систематизации менеджмента ( ) Честер Бернард ( ) Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Основные функции администратора (менеджера), по Ч. Бернарду 3. Поддержание взаимосвязей в организации с помощью организационной структуры, ответственных и способных кадров 4. Формирование и определение общих целей 5. Обеспечение эффективного функционирования всех важнейших участков 1.2. СЛС Ч. Бернард. Основные функции администратора.

Период систематизации менеджмента ( ) Школа «человеческих отношений» ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд 1. Потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности 2. Чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами 3. Неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности 4. Удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей более высокого уровня Выводы из теории А.Х. Маслоу Теория потребностей американского психолога Абрахама Харольда Маслоу ( ) СЛС А. Х. Маслоу. Выводы из теории.

Период систематизации менеджмента ( ) 1. Менеджеры, у которых в процессе обучения вырабатываются потребности успеха, оказались в дальнейшей карьере более, активными в различных сферах управления 2. Общество, которое умеет формировать повышенные мотивы к успеху, создает энергичных предпринимателей, которые в свою очередь ускоряют экономический рост Выводы из теории Д. Мак Клелланда Школа «человеческих отношений» ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Теория приобретенных Потребностей Дэвида Мак Клелланда ( ) СЛС Д. Мак Клелланд. Выводы из теории.

Период систематизации менеджмента ( ) Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Вопросы управления были тесно связаны только с технико-экономической стороной деятельности организации 2. После школы человеческих отношений 1. До школы человеческих отношений В деятельности организации необходимо учитывать проблемы окружающей среды и социальные ценности. Деятельность фирм согласно концепции социальной ответственности; важнейшим критерием эффективности систем управления является эффективная социальная политика СЛС Школа человеческих отношений: до и после.

49 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд Периодизация менеджмента I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Поведенческая (бихе- виористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис СЛС Поведенческая школа.

50 Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Период систематизации менеджмента ( ) 1. Необходимо создавать психологический климат, содействующий раскрытию способностей работников организации 2. Установление ответственности каждого работника как обязательного условия успешного менеджмента 3. Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах 4. Соблюдение этических норм, честность и доверие к персоналу Основные выводы поведенческой школы 5. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом Основная цель поведенческой школы Повышение эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов СЛС Основные выводы поведенческой школы.

51 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Барнард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Периодизация менеджмента I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Информационный период. Теория принятия решений и количественный подход.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф. Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Новые идеи.

53 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Периодизация менеджмента I период II периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. III период Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Системный подход.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Система Элементы Среда Граница Связи СЛС Основные понятия системного подхода.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Система Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовы- вать и поддерживать целостность своего существования в окружаю- щей среде. Систему характеризуют: элементы, связи, внешнее окружение (среда), границы Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Элементы Граница Связи Среда СЛС Система.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Элементы Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Система Среда Граница Связи Наименьшая часть системы, внутренняя структура которой может не учитываться при рассмотрении системы в целом СЛС Элементы.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Среда Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Система Элементы Граница Связи Вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимо- связанных с ее элементами и с ней в целом СЛС Среда.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Граница Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон 5454 СЛС 4 Система Элементы Среда Связи Различие внешних и внутренних связей элементов системы, которые определяет ее целост- ность и отграниченность от среды Граница.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Основные понятия системного подхода Связи Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Система Элементы Среда Граница Разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существо- вание, место и роль в системе СЛС Связи.

60 Открытые Закрытые Системы Находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая оказывает влияние на существование системы В основном механического характера, функционируют независимо от внешней среды Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Продукция, услуги, идеи, прибыль, доля рынка, социальная ответствен- ность Сырье, материалы, капитал, трудовые ресурсы, информация Внешняя среда организации Внутренняя среда организации Вход Выход Процесс преобразования Организация как открытая система СЛС Организация, как открытая система.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Системный подход – это: Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого Рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды Не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими СЛС Системный подход – это..

62 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Барнард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Периодизация менеджмента I период II периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. III период Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Ситуационный подход.

Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать 2. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно 3. Менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность 4. Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции или методики Основные положения 5. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных СЛС Основные положения ситуационного подхода.

Внешняя среда косвенного воздействия 13. Право 12. Экономика 15. Социальные и культурные факторы 14. Технология 11. Политика 16. Природно- климатические условия 17. Институциональные организационно-технические условия Внешняя среда прямого воздействия 10. Местные органы 9. Правительственные интересы 8. Союзы и общества по интересам 5. Финансовые организации 6. Акционеры 7. Конкуренты 1. Трудовые ресурсы 2. Потребители 4. Поставщики 3. Посредники Факторы и переменные внешней среды организации 64 Внутренняя среда организации Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш СЛС Факторы и переменные внешней среды.

65 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Барнард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Николо Макиавелли Классическая (административная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Периодизация менеджмента I период II периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. III период Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д, Лорш Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд СЛС Процессный подход.

Информационный период (с 1950 г. по наст. вр.) Процессный подход Организация Планирование Связующие процессы: коммуникации принятие решений Мотивация Контроль Управление – непрерывная цепь управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий СЛС Управление в процессном подходе.

Периодизация менеджмента Факторы развития управленческой мысли Перспективы менеджмента Генезис менеджмента. Содержание 67 СЛС 1.2. Содержание.

СЛС «Древний» 14. «Индустриальный»15. «Систематизации»16. «Информационный» 17. Ключевые положения этапов (периодов) 18. Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом 19. Новая парадигма управления 6. Наука 7. Практика Развитие 9. человека 10. производства 11. общества 12. Основные тенденции развития менеджмента как 8. Факторы развития менеджмента 20. Основные черты менеджера XXI века 2. Зарождение 3. Развитие 4. Состояние 1. Генезис менеджмента Факторы развития управленческой мысли Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента 5. Менеджмент

69 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» 1. Дана классификация форм государственного управления, сделана попытка разграничить функции органов управления. 2. Накоплен опыт управления государственным хозяйством. 3. Дана характеристика управления как особой сферы деятельности. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Принцип единоначалия в управлении. 2. Централизация полномочий Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Древний период.

Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом «Древний» «Индустриальный» «Систематизации»«Информационный» I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. 1. Разделение труда. 2. Описаны экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда. 3. Идеи гуманизации управления производством. 4. Признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников. 5. Разработка проекта «аналитической машины» - прообраза современной цифровой вычислительной техники. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Разделение труда в различных сферах. 2. Использование вычислительной техники для более оперативного принятия управленческих решений СЛС Ключевые положения: Индустриальный период.

71 «Систематизации» «Информационный» 1. Использование научного анализа для определения лучших способов решения задач. 2. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 3. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение. 4. Осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Научный подход к менеджменту и его принципам. 2. Анализ способов выполнения работ. 3. Материальное стимулирование работников. 4. Сдельная оплата труда. Школа научного управления ( ) «Древний» «Индустриальный» Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Школа научного управления.

72 «Древний» «Индустриальный» «Систематизации» «Информационный» 1. Управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. 2. Выделение администрирования в отдельную функцию управления. 3. Разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией. Классическая (административная) школа ( е гг.) I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом СЛС Ключевые положения: Классическая (административная) школа.

Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом «Древний» «Индустриальный» «Систематизации» «Информационный» 1. Коллектив – это особая социальная группа. 2. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. 3. Неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу. 4. Предоставление работникам более широких возможностей общения на работе. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями. 2. Управление неформальными группами. Школа человеческих отношений ( е гг.) I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Школа человеческих отношений.

74 «Древний» «Индустриальный» «Систематизации» «Информационный» 1. Применение в деятельности организации наук о человеческом поведении. 2. Повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. 3. Классификация представлений людей о человеческой природе. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам. 2. Выявление природы возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного. 3. Развитие психологии и социологии, изучающих психические и социальные аспекты человеческой деятельности. Поведенческая (бихевиористская) школа (с 1950 г.) Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Поведенческая (бихевиористская школа).

75 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации» «Информационный» 1. Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов. 2. Разработка моделей принятия решений. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Использование алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. Теория принятия решений ( е гг.) Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Теория принятия решений.

76 1. Базируется на использовании в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук) и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. 2. Применение вычислительной техники в управлении. 3. Разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Использование экономико- математических методов и моделей в процессе управления. 2. Применение ЭВМ в управлении. Количественный подход ( е гг.) «Древний» «Индустриальный»«Систематизации» «Информационный» Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. СЛС Ключевые положения: Количественный подход.

77 1. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристику целого. 2. Организация – это открытая система, выживание которой зависит от внешней среды, к воздействию которой должна приспосабливаться организация. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Рассмотрение организации как целостной открытой системы. Системный подход (1950-е гг.) «Древний» «Индустриальный»«Систематизации» «Информационный» I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом СЛС Ключевые положения: Системный подход.

78 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации» «Информационный» 1. Учет воздействия факторов внешней среды организации (прямого и косвенного воздействия). 2. Анализ ситуационных переменных. 3. Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Значение анализа внешней среды для организации. 2. Принятие решений с учетом сложившейся ситуации. Ситуационный подход ( е гг.) I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом СЛС Ключевые положения: Ситуационный подход.

79 «Древний» «Индустриальный»«Систематизации» «Информационный» 1. Управление – это непрерывная серия взаимосвязанных функций. 2. Основные идеи, используемые современным менеджментом 1. Ключевые положения 1. Управление представляет собой серию взаимосвязанных функций Процессный подход I период II периодIII периодIV период 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом СЛС Ключевые положения: Процессный подход.

Новая парадигма управления 80 Основные положения старой парадигмы управления 1. Предприятие – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и его производительность труда 5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения СЛС Основные положения старой парадигмы управления.

Новая парадигма управления Предприятие – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации 4. Главные источники прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала Основные положения новой парадигмы управления 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства СЛС Основные положения новой парадигмы управления.

Новая парадигма управления 82 Новые принципы управления Ответственность – обязательное условие успешного управления Лояльность к работающим Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали 4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих 5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах 6. Своевременная реакция на изменения во внешней среде 7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы 8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности 9. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями 10. Этика бизнеса 11. Честное отношение и доверие к людям 12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента 13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем 14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование СЛС Новые принципы управления.

Изменения в менеджменте будущего Основные черты менеджера XXI века Управление персоналом – «человеческий капитал» 4. Культура менеджмента 5. Функциональная и ролевая структура деятельности менеджера 2. Коммуникации 1. Образование менеджера СЛС Основные черты менеджера XXI века.

Основные черты менеджера XXI века Профессио- нализация управления 5. Организац. культура деятельности 6. Типологич. черты личности менеджера 2. Методоло- гическая культура деятельности 3. Уровень социальной ответствен- ности 4. Уровень образования СЛС Основные черты менеджмента XXI века.

1.2. СЛС «Древний» 14. «Индустриальный»15. «Систематизации»16. «Информационный» 17. Ключевые положения этапов (периодов) 18. Основные идеи этапов, используемые современным менеджментом 19. Новая парадигма управления 6. Наука 7. Практика Развитие 9. человека 10. производства 11. общества 12. Основные тенденции развития менеджмента как 8. Факторы развития менеджмента 20. Основные черты менеджера XXI века 2. Зарождение 3. Развитие 4. Состояние 1. Генезис менеджмента Факторы развития управленческой мысли Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента 5. Менеджмент

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Глава 1.2. Генезис менеджмента § :15 Введение 3: Факторы развития управленческой мысли Периодизация менеджмента Перспективы менеджмента Заключение 85 Ступени развития 6 Генезис менеджмента зарождение развитие состояние Приоритеты 7 СЛС Факторы развития управленческой мысли ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Осн. тенденции развития М Профессионализация 9 2. Инновационный потенциал Ориентация на качество Диверсификация 12 Факторы развития объекта управления Факторы развития управления СЛС Факторы развития управленческой мысли ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа § :65 I период – «древний» 9-7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в. II период – «индустриальный» 1776 – 1890 гг. 1. Древний Шумер Древний Вавилон: Хаммурапи 20-2 Навуходоносор Древняя Греция: Сократ 21-1 Платон Древний Рим: Катон Старший Средние века: Николо Макиавелли Адам Смит 24-1,2,3 2. Роберт Оуэн 24-4,5 3. Чарльз Бэббидж 25 СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа III период – «систематизации менеджмента» гг. 1. Ф. У. Тейлор 27-1 : принципы научного управления 27-3:10 принципы управления трудом рабочих 28-1:4 2. Х. Эмерсон 29-1:12 производительность Г. Форд 30 принципы орг-ции упр-ия 30-1:6 новшества 30-7:10 4. М. Вебер Г. Гантт Ф. и Л. Гилбрет 33 Школа научного управления 26-1 СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Школа научного управления в России 34 Принципы управления социалистическим производством 35 Г. М. Кржижановский А. А. Богданов А. К. Гастев О. А. Ерманский Е. Ф. Розмирович П. М. Керженцев Н. А. Витке Ф. Р. Дунаевский С. Г. Струмилин СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа А. Файоль 37 принципы упр-ия 37:38 функции упр-ия 39 Классическая (административная) школа управления 36-2 а) планирование б) организация в) руководство г) координация д) контроль 2. Л. Гулик и Л. Урвик Р. С. Дейвис 41 СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Школа человеческих отношений М. П. Фоллет, Э. Мэйо 43:44 2.Ч. Бернард 45 3.А. Х. Маслоу 46 4.Д. Мак Клелланд 47 Д. Мак Грегор 50 Ф. Герцберг 50 Р. Лайкерт 50 К. Арджирис 50 Поведенческая (бихевиористская) школа 49-4 СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Л. Берталанфи 54:61 Р. Акофф 54:61 А. Слоан 54:61 Р. Скотт 54:61 П. Дюпон 54:61 93 Системный подход (1950-е гг.) 53-2 Теория принятия решений и количественный подход 51-1 К. Черчмен 52 Л. Арноф 52 Д. Форрестер 52 Д. Вудворд 52 СЛС IV период – «информационный» с 1950 г. по наст. вр Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа Осн. понятия сист. подхода 54 П. Друкер, Р. Томпсон и др. 63:64 Ситуационный подход ( е гг.) 62-3 Система 55-1 Закрытые и открытые системы 60-1,2 Процессный подход (с 1950 г. по наст. вр.) 65-4 СЛС Периодизация менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА Функции упр-ия и связующие процессы 66

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа § :84 Основные идеи, используемые современным менеджментом из: «древнего» периода: «индустриального» периода: 1. Принцип единоначалия в управлении. 2. Централизация полномочий Разделение труда в различных сферах. 2. Использование вычислительной техники для более оперативного принятия управленческих решений. СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа периода «систематизации менеджмента»: 71-1 научной школы Научный подход к менеджменту и его принципам. 2. Анализ способов выполнения работ. 3. Материальное стимулирование работников. 4. Сдельная оплата труда. классической (административной)ш колы Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией. СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА

97 поведенческой (бихевиористской) школы 74-2 школы человеческих отношений Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями. 2. Управление неформальными группами. 1. Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам. 2. Выявление природы возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного. 3. Развитие психологии и социологии, изучающих психические и социальные аспекты человеческой деятельности. СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа

98 теории принятия решений Использование алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. 1. Использование экономико- математических методов и моделей в процессе управления. 2. Применение ЭВМ в управлении. количественного подхода 76-2 СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа

99 системного подхода Рассмотрение организации как целостной открытой системы. 1. Значение анализа внешней среды для организации. 2. Принятие решений с учетом сложившейся ситуации. ситуационного подхода Управление представляет собой серию взаимосвязанных функций процессного подхода СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа

1. Профессионализм Методологическая культура деятельности Уровень социальной ответственности Уровень образования Организационная культура деятельности Типологические черты личности менеджера Парадигма Основные положения старой парадигмы управления Основные положения новой парадигмы управления Новые принципы управления Основные черты менеджера XXI века 80 83:84 СЛС Перспективы менеджмента ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА ЭЛЕМЕНТ ОСНОВЫ КОНСПЕКТА параграфа