Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Н.К. Смирнов Н.К. Смирнов.
Соблюдение условий здоровьесбережения на каждом уроке технологии для успешного усвоения учебного материала детьми с интеллектуальной недостаточностью.ЦЕЛЬ:ЗАДАЧИ: -строго дозировать учебную нагрузку; - строить урок с учетом работоспособности учащихся; - соблюдать гигиенические требования; - создавать благоприятный эмоциональный настрой; - проводить физкультминутки и динамические паузы на уроках.
Изучив книгу «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» Н.К.Смирнова и другую методическую литературу по организации здоровьесбережения на уроке, выделила три основные группы здоровьесберегающих технологий: - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; - разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках.
Критерии здоровьесбережения и соответствующие им характеристики гигиенической рациональности урока Критерии здоровьесбережения Характеристика гигиенической рациональности урока 1 Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуков и раздражителей. (В соответствии Сан Пин). 2 Количество видов учебной деятельности 4–7 видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.
Критерии здоровьесбережения Характеристика гигиенической рациональности урока 3 Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Не более 10 мин 4 Количество видов преподавания Не менее 3-х. 5 Чередование видов преподавания. Не позже, чем через 10–15 мин 6 Наличие и место методов, способствующих активизации. Не менее 6–8 методов. Использование методов свободного выбора, активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). А также методы, направленные на самопознание и развитие.
Критерии здоровьесбережения Характеристика гигиенической рациональности урока 7 Поза учащихся, чередование позы. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Наблюдение учителя за учениками. 8 Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз, массаж активных точек. На 20 и 35 минут урока по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3–4 повторениями каждого. 9 Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Присутствие внешней мотивации: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Критерии здоровьесбережения Характеристика гигиенической рациональности урока 10 Психологический климат на уроке. Преобладание положительных эмоций. Комфортные взаимоотношения на уроке. 11 Эмоциональные разрядки на уроке. Шутка, юмористическая и поучительная картинка…в нужный момент. 12 Плотность урока. Количество времени, затраченное школьниками на работу не должно превышать 75–80 % 13 Момент наступления утомления и снижения учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных отвлечений в процессе учебной деятельности. 14 Темп окончания урока Должен быть спокойным, размеренным; ответы на вопросы учащихся, настрой на успех. Улыбка учителя.
Эмоциональный настрой с первых минут урока… Наш урок начинается, Все улыбаются! И учитель тоже рад Видеть всех своих девчат! …и на всех его этапах
Позиция: «Не навреди ребёнку, сохрани его здоровье».
-улучшение мозгового кровообращения; -снижение зрительного утомления; -снятие статического напряжения мышц спины и кисти. Обязательно включение в урок двигательного режима для учащихся, упражнения, направленные на:
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Известно, что эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5–25 минута 80 %; 25–35 минута 60–40 %; 35–45 минута 10 %.
«успех порождает успех»
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Результаты мониторинговых контрольных работ
Считаю, что именно соблюдение условий здоровьесбережения на каждом уроке технологии позволило мне добиться 100% усвоения образовательной программы в 8 классе, а также позволяет использовать данный опыт работы для педагогов любых общеобразовательных школ. Считаю, что именно соблюдение условий здоровьесбережения на каждом уроке технологии позволило мне добиться 100% усвоения образовательной программы в 8 классе, а также позволяет использовать данный опыт работы для педагогов любых общеобразовательных школ.