ИКОНА. ИКОНОПИСЬ.
Открывать Божественные истины, наполнять жизнь духовностью, нам помогает православное искусство: храмовое зодчество, духовная музыка и живопись. И на этом уроке мы будем говорить о том, что такое икона, какие бывают православные иконы, как пишут иконы и, самое главное - какова её роль в жизни верующего человека.
Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Икона - это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир.
Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для бога общения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
В древнерусской традиции Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Убрус - кусок полотна, на котором отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа. Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно пытался написать портрет Иисуса Христа. Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину - князю города Едессы Авгарю - и тот получил через эту святыню исцеление. Суриков В.И. Нерукотворный образ.1872
Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Иконописание или иконопись - на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей.
Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой - от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности - была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер строгого, неукоснительного для повторения правила. Рис.1 Рис.2
Для икон используются особые иконописные доски. Исходя из основного положения, что «икона вечна», особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы, то есть на доску, на породу и на качество дерева. В древности иконописцы употребляли колотые доски для икон, которые имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдают кипарису, липе и ольхе.
Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку - ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением грунта. Она служит для лучшего сцепления грунта с поверхностью доски.
Левка́с - в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой раствор, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску. После высыхания левкас шлифуется. В Древней Руси грунт шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.
Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки - «ребра жесткости». Дерево сохнет пять-шесть лет, поэтому их сразу не обрезали. Периодически - раз в полгода - шпонки подбивают. Когда древесина окончательно «усядет» - шпонку отпиливают.
Прорись. Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка иконы. Прорись - это рисунок будущего изображения на иконе линией. Прориси делаются в соответствии со строгими, сформировавшимися правилами, и после того, как икона однажды создана, прориси служат иконописным образцом. С чудотворных икон делались списки и создавались иконные образцы - прориси, точно повторяющие размер и контур чудотворной иконы.
Красочный слой. Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - это традиционная техника иконописи, где минеральные пигменты смешиваются на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра).
Доличное письмо - термин в иконописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д.). Доличное письмо предшествовало в ходе исполнения личному письму.
Личное письмо подразумевает написание как Ликов, так и открытых участков тела, ручек, ножек. При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер – лучник.
Золочение. На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. А́ссист - в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, - символизирует присутствие Божественного света.
Надпись делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя. Обратную сторону полируют. Пчелиный воск растворяют скипидаром и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет лет.
Олифление. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Они применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок, и т.д. Старое название натуральной олифы - варёное масло. Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.
Иногда готовую икону заключают в окладд. Ри́за, или оклад́д (в южных и западных областях России - шота, цата, - накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, для которых сделаны прорези.
От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: I.монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.); II.книжную миниатюру; III. декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); IV.с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.
Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства.
Фреска – вид живописи, изображение написанное водяными красками по свежей, сырой штукатурке.
Миниатюра – это небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.
Литьё - это технологический процесс изготовления отливок из металлов, пластмасс, некоторых горных пород.
Эмаль представляет собой тонкий слой стеклянного сплава более или менее легкоплавкого, различных цветов. Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет. Техника эмали может быть холодной, без употребления обжига, и горячей, при которой огонь является соавтором художника.
Шитьё - представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п.
Чеканка - технологический процесс изготовления рисунка, надписи или изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
Резьба - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях, камне или кости.
23 октября 787 года Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней. До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей. В иконах мудрость веков идет к нам не с помощью слов, сказаний, мифов, притч, а с помощью художественного образа, с помощью красок, жестов, композиции, символов. Это надо уметь читать, как мы умеем читать книги; читать, понимать и расшифровывать.
Православная икона – сакральна (священна), сама себя святит и имеет свою логику и цель - обращение взора смотрящего к Вечному и Небесному. Поэтому иконы имеют свои особенности написания, которые говорят с нами языком символов.
Вторым цветом, наиболее близко стоящим к золотому, является белый. В белые одежды облекся Иисус Христос на горе Фавор, в белое облачались ветхозаветные священники, в белые одежды наряжаются невесты, в белый цвет облекаются чистые души умерших младенцев и души праведников. Белый цвет – это цвет рая, чистоты духовной и телесной
Русская икона – очень жизнерадостная, праздничная, в ней чрезвычайно редко используются темные цвета, в ней практически нет черного, олицетворяющего зло, которым изображалась тьма (например, пещеры), и никогда не использовался серый цвет, который является смешением добра и зла.
1. Нимб (от лат. облако, туча) символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и буквами (греч. Сущий) изображается только на иконах Спасителя. 2. Гиматий верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета. 3. Хитон нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет. Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы. 4. Клав нашивная вертикальная полоса на хитоне знак патрицианского достоинства. Символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя. 5. Книга может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплете). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания. Книга закрытая символизирует Книгу Жизни «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр.5,1). 6. Надпись IC XC сокращенное именование Спасителя.
1.Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест. 2. Мафорий (греч. накидка) - верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. 3. Поручи - деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери - символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею - Христу. 4. Звезды на мафории имеют два значения: во-первых - это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а во-вторых - символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второго Лица Святой Троицы - Бога Сына. 5. Надпись ΜΡ ΘΥ - сокращение слов «Матерь Бога», а IC XC - сокращенное именование Спасителя.
1. крылья - символ быстроты и всепроникновенности; 2. посох - символ посланничества; 3. зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог; 4. тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его; 5. облик прекрасного юноши - символ совершенства; 6. нимб - символ Небесного света. 7. далматика – (мантия) узкая длинная одежда с рукавами из плотной ткани; 8. гиматий – плащ; 9. позем – условное изображение земли. Ангел – (греч.) άγγελος - ангелос «вестник, посланец». духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:
Апостол Пророк Мученик Благоверный Праведный Святитель Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ. На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и других святых.
1. Икона - это A.Образ B.Изображение C.Лик D.Изваяние E.Рисунок 2. На чем рисовались иконы? A.На ткани B.На бумаге C.На пергаменте D.На дереве 3. Какая порода дерева использовалась для писания икон? A.липа, B.клён C.берёза, D.дуб, E.сосна, F.кипарис G.кедр 4. Иконописцы - это A. образцы икон B. люди, делающие надписи на иконах, C. святые D. мастера, специализирующиеся в создании икон Е. священники Икона Свет Свет проступает через лицо и фигуру, а не падает извне Простр анство и время Цвет Перспе ктива Обратная перспект ива, видны сразу все плоскост и предмета Предн азначение Для молитвен ного обращени я к Богу 5. Дополните схему «Чем икона отличается от картины».
Источники: htm Литература: 1. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.) Труд иконописца. – Свято- Троицкая Сергиева Лавра Алексеев С.В. Зримая истина. – СПб. : Ладан, Троицкая школа, Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег» Отец Вадим. Азбука Православия. – Ростов н/Д: ООО «Удача», Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М.: Издательский дом «Покров» Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя 1-й и 2-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-4-й года обучения. Рекомендовано Министерством Образования РФ. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества