Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов МОУ СОШ 10 им. Т.П.Северова г.Туапсе Андреевой Елены Анатольевны 2011
Научно-исследовательская (проектная) деятельность в начальной школе «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности» К.Д. Ушинский
Начав развивать в детях навыки научно- исследовательской работы в 1 – 4 классах, в средней школе учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Работать с такими детьми будет легче и интереснее. Для чего?
Организация научно- исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования и желания.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему;видеть проблему; задавать вопросы;задавать вопросы; выдвигать гипотезы;выдвигать гипотезы; давать определения понятиям;давать определения понятиям; классифицировать;классифицировать; наблюдать;наблюдать; проводить эксперимент;проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения;делать выводы и умозаключения; структурировать материал;структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.доказывать и защищать свои идеи.
Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.
При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования: положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом; предоставление права на свободу выбора;предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей. учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Цели «Малой Академии» (1-4 классы), входящей в структуру научного общества «Эрудит». выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, и развитие их творческих способностей;выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, и развитие их творческих способностей; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции; пропедевтика научно-исследовательской деятельности;пропедевтика научно-исследовательской деятельности; обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования; поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Задачи: формировать систему научных взглядов учащихся;формировать систему научных взглядов учащихся; развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды; развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды; знакомить с современными методами научно- исследовательской работы;знакомить с современными методами научно- исследовательской работы; создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся; участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, олимпиадах, конференциях;участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, олимпиадах, конференциях; научить детей работать с научной литературой.научить детей работать с научной литературой.
Этапы реализации ученической исследовательской деятельности: 1.Выявление способных детей, диагностика и коррекция их умений и навыков. 2.Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных гипотез. 3.Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися, сбор материала. 4.Оформление выполненных исследований. 5.Итог исследовательской работы – это ежегодная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Я – исследователь».
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу;планировать свою работу; предвидеть результаты;предвидеть результаты; использовать различные источники информации;использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал;самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты;анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение;аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение;самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга. адекватно оценивать себя и друг друга.