Устройство механизмов подъема груза и изменение вылета стрелы. Типы муфт. Безопасная эксплуатация. Подготовил курсант группы ТБ-12-1 Яковцов Александр
Назначение и состав грузоподъемного оборудования Грузоподъемное оборудование является составной частью технологического оборудования и предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных, монтажно-демонтажных работ Грузоподъемное оборудование включает грузоподъемные машины (ГПМ) и грузозахватные приспособления (ГЗП). ГПМ предназначены для подъема и перемещения в пространстве различных грузов. ГЗП служат для соединения крюка ГПМ с поднимаемым грузом (строповки груза) ГПМ подразделяются на три группы: простейшие грузоподъемные машины (домкраты, лебедки, тали), подъемники, грузоподъемные краны (стрелового и мостового типов)
Домкраты Предназначены для подъема грузов на небольшую высоту (до 1,0 м). Применяются при ремонтных и монтажных работах. Привод домкратов может быть ручным или машинным. По типу механизма, позволяющего получить выигрыш в силе, домкраты подразделяются на винтовые, реечные, гидравлические и камерные Домкраты: а – винтовой: 1-гайка; 2-винт; б – реечный: 1-зубчатая рейка;2-шестерня, связанная с рукояткой; в – гидравлический: 1-плунжеры; г – камерный: 1-подвод сжатого воздуха от компрессора, баллона, ножного насоса
Лебедки Предназначены для прямолинейного перемещения грузов. Различают подъемные лебедки, используемые для вертикального подъема свободно подвешенного груза, и тяговые, которые служат для перемещения груза или тележки с грузом в горизонтальном направлении Лебедки: а – тяговая: 1-привод; 2-барабан; 3-канат; 4-груз; б – подъемная: 1-привод; 2-барабан; 3-канат; 4-груз; 5-отклоняющийся блок
Кинематическая схема лебедки Кинематическая схема лебедки: 1-барабан; 2-канат; 3-двигатель; 4-тормоз; 5-редуктор; 6-муфта
Тали Это подъемные подвесные лебедки. Передвижные тали оборудованы механизмами передвижения по подвесным путям. Тали входят в состав кран-балок в качестве механизма подъема груза. Тали: а - ручная:1-балка; 2-ручная лебедка; 3-цепь; б – передвижная электрическая: 1-балка; 2-электрическая лебедка
Подъемники Это грузоподъемные устройства циклического действия для подъема грузов и людей в специальных грузонесущих приспособлениях (клетях, кабинах, платформах) Подъемники: а – шахтный: 1-лебедка; 2-кабина (клеть); 3-шахта; б – стоечный: 1-отклоняющийся блок; 2-грузовая платформа; 3-стойка; 4-лебедка
Основные механизмы грузоподъемных машин Функциональное назначение ГПМ заключается в перемещении груза из одной точки рабочего пространства в другую. Вполне очевидно, что для этого ГПМ должна иметь возможность перемещать груз по трем взаимно перпендикулярным направлениям, т.е. иметь три переносные степени подвижности грузозахватного органа (крюка). В стреловых кранах это достигается механизмом подъема груза (МПГ), механизмом изменения вылета стрелы (МИВС) и механизмом поворота платформы (МПП). В мостовых кранах три переносные степени подвижности крюка обеспечиваются механизмом подъема груза (МПГ), механизмом передвижения моста (МПМ) и механизмом передвижения грузовой тележки (МПГТ) Вылет стрелы L – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка. Величина вылета непостоянна, она зависит от длины стрелы и угла наклона Степени подвижности грузозахватного органа: а – стрелового крана: 1 - стрела; б – мостового крана: 1 - грузовая тележка; 2 - мост
Структурные схемы механизмов грузоподъемных машин Структурная схема: а – МПГ (механизмом подъема груза) и МИВС (механизмом изменения вылета стрелы): 1,3 - тормоз; 2 - двигатель; 4, 6-муфты; 5 - редуктор; 7-барабан; 8 - грузовой (стреловой) полиспаст; б – МПП (механизмом передвижения платформы) : 1 - тормоз; 2-двигатель; 3, 5 - муфты; 4 - редуктор; 6 - шестерня; 7 - зубчатый венец опорно- поворотного круга; в – МПМ механизмом передвижения моста и МПГТ (механизмом передвижения грузовой тележки ): 1 - тормоз; 2 - двигатель; 3, 5 - муфты; 4 - редуктор; 6 - ходовое колесо; 7 - рельс
Типы муфт Муфта (от немецкого die Muffe) – устройство для соединения валов, тяг, труб, канатов, кабелей. Назначение муфт: 1) обеспечение кинематической и силовой связи (скорости, крутящего момента) отдельных частей машины; 2) компенсация неточности сопряжения соединяемых концов валов; 3) демпфирование толчков, ударов и гашение колебаний; 4) предохранение частей механизмов от разрушения при действии нештатных нагрузок; 5) периодическое сцепление и расцепление валов в процессе движения или во время остановки. Различают IV класса муфт: не расцепляемые – не допускают разъединения валов в процессе работы машины. управляемые – соединяют и разъединяют валы в процессе работы (как на ходу, так и в процессе остановки). самодействующие – автоматически срабатывают при изменении режима работы. прочие.
Упругие муфты Для гашения крутильных колебаний (колебаний угловой скорости), вызванных силами инерции в механических приводах широкое применение находят упругие муфты. Главная особенность этих муфт - наличие упругого элемента (резиновые втулки, торообразная оболочка, эластичная крестовина, различного рода пружины и т.п.), который при резком возрастании нагрузки (момента сопротивления) способен деформироваться, возвращаясь в исходное состояние при уменьшении нагрузки до нормальной рабочей величины.
Зубчатые муфты Зубчатая муфта - жёсткая муфта, которая состоит из полумуфт с внешними зубчатыми венцами, и разъёмной обоймы с двумя внутренними зубчатыми венцами. Эти устройства предназначены для передачи крутящего момента между двумя валами, оси которых не являются коллинеарными. Достоинство - высокая нагрузочная способность при минимальных габаритах и возможность изготовления на высокопроизводительном зуборезном оборудовании.
Упругие муфты Фрикционная муфта - устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения. Главной особенностью работы фрикционных муфт является сжатие поверхностей трения. Поэтому, фрикционная муфта не может передать через себя момент больший, чем момент сил трения.
ПБ Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"от N116-ФЗ 2.3. Механизмы Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением: а)механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую; б)механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими. В случаях, указанных в перечислениях "а" и "б", тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.
ПБ Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси, с тем чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться Конструкции механизмов подъема ковочных кранов должны быть снабжены амортизирующими устройствами, предохраняющими металлоконструкции крана от воздействия технологических нагрузок, возникающих при ковке заготовок (груза) В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.