РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. М.М.Пришвин
Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.
Условия воспитания ответственности Самоуважение Разумные ограничения Продолжительность и постепенность Учет возрастных и индивидуальных особенностей Учет особенностей характера Учет личного опыта
Воспитание ответственности Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи Не надо торопить, позвольте выполнить ответственные задания в удобном для него темпе Сделайте так, чтобы ребенок на собственном опыте узнал, к чему ведёт безответственность. Поручайте ему посильное дело
Воспитание ответственности Помните, что дети способны на большее Если ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать Постарайтесь сделать так, чтобы забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями
Прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности. Научите вашего ребенка заботиться о других людях. Он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. Самооценка = ____Успех______ Притязания
Формирование самооценки: Отношение окружающих Осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой","Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
Родителям необходимо: создавать ситуацию успеха; возвышать детей в их собственных глазах; хвалить даже за небольшой успех.
Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности.
Самоконтроль включает в себя: поведенческий самоконтроль: контроль собственный действий и воздействий, эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.
Этапы формирования самоконтроля: 1-й этап. Ребёнок должен научиться понимать и принимать контроль родителей и учителей. 2-й этап. Он должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. 3-й этап. Ему необходимо научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью (ее самоанализ, самооценка и самокоррекция).
Письмо-обращение. Кому: родителям. От кого: детей разных времён и народов. 1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас. 2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место. 3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо Я, ВАШ РЕБЕНОК!