З НАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ В РЕЧИ, У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Отчёт по самообразованию НРМ ДОБУ Детский сад « Лесовичок » Никитина Людмила Владимировна учитель - логопед
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я занимаюсь, в первую очередь, постановкой и автоматизацией нарушенных звуков. У детей дошкольного возраста процесс автоматизации проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.
Дидактическое пособие
Дидактическое пособие основано на сюжете популярного у детей отечественного мультсериала «Смешарики», так как у детей он вызывает особый интерес и позволяет воздействовать во время игры с персонажами на зрительный, слуховой, тактильный анализатор.
Дидактическое пособие направлено на: Развитие речевых процессов звукового анализа, закрепление звуков в слогах; Составление коротких слов, развитие словаря, усвоение грамматических категорий; Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного анализа. Пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Рыбки для развития речевого дыхания Дерево «Времена года»
«Буковка-при щепочка»
«Весёлые осьминожки» «Умные прищеп очки»
«Ц ВЕТИК С ЕМИЦВЕТИК » «Бабочка-пуговка» «Мышата и сыр»
Изучала современную литературу по теме самообразования. Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы«Логопед», «Детство», «Игра и дети»; газеты «Первое сентября», «Семейный совет». Активно использовала в работе компьютерные презентации. Разработала буклеты по развитию речи. Широко применяла ресурсы Интернет для логопедической работы с целью внедрения инновационных технологий. Выступала на фестивале педагогических идей получила сертификат участника. Оформляла папки-передвижки на различные темы.
Таким образом, при использовании дидактической игры создаются благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений