Максимальные свободы и минимальные риски: технологии баланса в образовательной программе МБОУ СОШ «Эврика-развитие», Томск Н.Муха, Е. Шарабурова, В.Борина, И.Евстигнеева, Т.Колесова
ПРАКТИКИ СВОБОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ Кто и что практикует? «Свободы» детей в образовательном пространстве школы. Чем обусловлено практикование некоторых свобод детьми? Педагогическая культура, условия и инструменты. Какие свободы и ограничения практикуют для этого управленцы? Управленческая культура, механизмы и условия. Как практики свободы могут быть закреплены в образовательной программе?
Образовательная среда Возможности проектирования «свобод»Возможности проектирования «свобод» «Бонусы» проектирования свобод«Бонусы» проектирования свобод Риски проектирования «свобод»Риски проектирования «свобод» Педагогические условия обеспечения результативности Чем заданы свободы (культура, собственная практика, методики и технологии)?Чем заданы свободы (культура, собственная практика, методики и технологии)? Чем обеспечивается результативность (в том числе, продуктивность)?Чем обеспечивается результативность (в том числе, продуктивность)? Чем минимизируются риски данных «свобод»?Чем минимизируются риски данных «свобод»? Организационно- управленческие условия Чем обеспечивается устойчивость культуры и проектирования свобод и минимальность рисков?Чем обеспечивается устойчивость культуры и проектирования свобод и минимальность рисков? Какими управленческим средствами практики свободы естественно встраиваются в систему ОУ?Какими управленческим средствами практики свободы естественно встраиваются в систему ОУ? Возможность – Результативность – Устойчивость
Управленческие условия : безопасность «свобод» и превращение рисков в «личные ответственности» Нормирование общих правил в образовательной программе Администрат ивно- управленческие механизмы институционализации свобод Педагогические условия : максимизация свобод и минимизация рисков Педагогические технологии сопровождения «свобод» Педагогические технологии сопровождения рисков «Свободы» детей Возможности (выбора…), Результаты и эффекты «свобод» Риски от «свобод»
Свобода темпа обучения Дети Индивидуальная скорость освоения программы - высокая эффективность обучения, высвобождение времени для «другого» образования Отставание по темпам освоения программ Тьюторы Маршрутные листы, Листы планирования, зачетная система, организация мест рефлексии (индивидуальной и групповой) ООП Возможность досрочного завершения или продления учебного года (по согласованию с детьми и родителями), возможность выбора формы обучения. Рабочие программы по предметам – что там задает возможность разного темпа освоения программ? Как выглядит другая ритмика оценивания? Другие процедуры оценивания?
Свобода выбора уровня и широты освоения программы Дети Более глубокие знания и опыт разнообразной деятельности в отдельных предметах Минимизация программы, переизбыток конкурсных форм Тьюторы Проверочные работы, разноуровневые задания, размещенные в свободном доступе (в материальной и виртуальной среде). Программа «Олимпиады»: возможность, а не обязательность участия; групповые формы, возможность публичного представления своих работ Планирование участия в олимпиадах и образовательных событиях на год (индивидуальный годовой план) ООП Регулярные собеседования с родителями – управленческое внимание к частоте и содержанию тьюторских консультаций с родителями. СОКО: внутренний школьный мониторинг
Выбор формы, места работы, партнёра или группы Дети Разные типы работ, интерес, комфорт, формирование метапредметных компетентностей: коммуникация, взаимодействие и др. Риск потери задачи и перехода к общению, закрепление одной роли или формы Тьюторы Разновозрастные классы, разновозрастные курсы (мастерские, проекты, элективы) Рефлексия эффективности и способов работы (индивидуальная и групповая) ООП ООП: Изменение организации образовательного пространства в школе и за её пределами ООП: Разновозрастность как требование к определенным программам и средам (+ к внеурочке) Архитектурный проект, предполагающий наличие пространств неизбежного разновозрастного общения.
Возможность формирования учеником инвариантной части программы и выбора места ее освоения Дети Устойчивая мотивация, осмысленность ИОП. Как понять, что собственных ресурсов хватит на освоение и программы и инварианта? (риск – что не хватит, или что вовремя не поймет, что не хватает) Тьюторы Ответственные пробы в среде. Рефлексия, ежедневная групповая Механизмы ответственности – «продление учебного года» до полого освоения программы ООП Процедуры составления и защиты ИОП Узаконенное место рефлексивных тьюториалов в расписании / режиме жизни школы Учреждение сопровождаемой тьютором учебной смены в июне
Еще «Свободы» Выбор домашнего задания Широкий выбор Образовательных событий и своей роли в них Выбор творческих, проектных, исследовательских и др. работ (творческие экзамены, спектакли, предметные и межпредметные проекты …) Выбор режимов обучения и процедур оценивания …
ПРАКТИКИ СВОБОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ При каких условиях дети (а не взрослые) становятся носителями практики и общей культуры проектирования чего-то?
Надежда Владимировна Муха МБОУ СОШ «Эврика-развитие»,Томск Фильм о школе на Youtube Фильм о школе на Youtube Удачи! И удовольствия от работы И удовольствия от работы