Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ЗАЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ www.nacfin.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ Презентация.
Advertisements

Национальное агентство финансовых исследований Микрофинансовый рынок в 2016: дигитализация и риск- менеджмент спасут мир? Павел Самиев, управляющий.
Коллекторы и долги: взгляд российского потребителя По итогам всероссийского исследования.
Финансовая грамотность населения России По результатам социологических исследований Лобанова Ирина Руководитель Департамента исследований банковского сектора.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Россия, , г. Москва, Болотная набережная.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Классный час Финансовая грамотность. 8 сентября 1802 года – создание Министерства финансов Российской империи Александр Первый «Должность Министра финансов.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Российский рынок банковского розничного.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Ольга Кузина, Генеральный директор НАФИ.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Отношение к потребительским кредитам и уровень пользования кредитными картами Результаты всероссийских опросов населения Июль Январь 2008 г. Ольга.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Потенциал использования банковских карт.
«Вторая волна» мирового экономического кризиса: захлестнет ли она Россию? МОСКВА, 2011 год.
Дистанционные банковские сервисы: потребительские ожидания и предпочтения По результатам социологических исследований.
Дистанционные банковские сервисы: потребительские ожидания и предпочтения По результатам социологических исследований.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ФИНАНСЫ И МАКРОЭКОНОМИКА: ЧТО ЖЕ БУДЕТ С РОДИНОЙ И С НАМИ?
«Банковские услуги для населения: точки роста» результаты всероссийских опросов Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул. Садовая.
СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН И ИХ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ.
Транксрипт:

Национальное агентство финансовых исследований Национальное агентство финансовых исследований ЗАЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ Презентация по результатам количественного исследования

МЕТОДОЛОГИЯ И ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ Национальное агентство финансовых исследований Всероссийская репрезентативная выборка Личные формализованные интервью в квартире респондента Объем выборки – 2800/1600 чел. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население РФ: по полу возрасту уровню образования типу населенного пункта, в котором проживает респондент Число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 52 Число населенных пунктов – не менее 150 Погрешность выборки – 1,85%/3,4% Описание характеристик целевой аудитории, география полевых работ

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА Национальное агентство финансовых исследований Предпосылки спроса на кредитные финансовые продукты Источник: НАФИ, 2014 гг. F2F2 F3 ОТНОШЕНИЕ К БАНКОВСКИМ ПРОДУКТАМ: БАРЬЕРЫ И ДРАЙВЕРЫ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТАХ И ИХ НАЗНАЧЕНИИ ДОВЕРИЕ К ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ F1F1 F4F4 ОТНОШЕНИЕ К КРЕДИТОВАНИЮ: БАРЬЕРЫ И ДРАЙВЕРЫ F5F5 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

и другие… «Регуляторная» модель «Проактивная» модель «Консервативная» модель «Технократическая» модель Зарплатные карты - 44% ОСАГО - 22% ДМС от работодателя - 17% Доля населения Источники: НАФИ, Study published by Accenture back in 2011 «Mobile commerce landscape» Federal Reserve Survey of Consumer Finances, US Census Bureau, Sallie Mae, Com Score, Experian Payment behavior in Germany in Deutsche Bundesbank РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ИНДУСТРИИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ Модели развития финансового рынка как фактор формирования финансового поведения Национальное агентство финансовых исследований Кредитные карты % Инвестиции – 15-45% Страхование жизни – 40-48% Дебетовые карты – 63-85% Сберегательные счета – 24-30% Электронные ПС – 35-40% Мобильные сервисы – 30-36%

КАЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ Национальное агентство финансовых исследований Особенности принятия решений Источник: НАФИ г.. 68% россиян «Я не люблю брать в долг, поэтому стараюсь откладывать деньги» 60% - нет сбережений 47% - тратят все доходы на текущие нужды Кредитные истории есть о 80% экономически активного населения России ДЕКЛАРИРУЕМДЕЛАЕМ

УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Национальное агентство финансовых исследований Самооценка финансовой грамотности Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?, в % от группы «полностью доверяют/скорее доверяю» Источник: НАФИ, гг.

ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН Национальное агентство финансовых исследований Сберегательные и заемные стратегии Как вы (ваша семья) обычно распоряжаетесь доходами в повседневной жизни?, в % от всех опрошенных Источник: НАФИ, 2014 гг. Самые надежные способы вложений 51% 31% 20% 16% 11%

% Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), храню их дома 21 Надеюсь на поддержку и помощь родственников 18 Я откладываю денежные средства для таких случаев («на черный день»), вкладываю их в различные финансовые продукты (накопительные счета, или вклады до востребования, срочные вклады) 14 Имею кредитную карту про запас, воспользуюсь ей 10 Я оформил(а) страховой полис специально для таких случаев (страхование от потери трудоспособности, от потери работы, от несчастного случая, и т.д.) 8 Планирую взять кредит наличными (потребительский кредит) при возникновении какой-либо проблемы 8 Вкладываю денежные средства в недвижимость 7 Вкладываю денежные средства в антиквариат или драгоценные металлы/камни 1 Ничего не делаю 38 Другое 1 Затрудняюсь ответить 3 Источник: НАФИ, октябрь 2014 г. ФИНАНСОВАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ Инструменты обеспечения финансовой безопасности Предпринимаете ли Вы какие-либо действия, чтобы финансово обезопасить себя от несчастного случая или неблагоприятного стечения обстоятельств (напр., потери трудоспособности, пожара, кражи)? в % от всех опрошенных

КАЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ Национальное агентство финансовых исследований Осведомленность об услуге рефинансирования Вы лично знаете или сейчас впервые слышите о такой банковской услуге как рефинансирование кредита?, % респондентов Источник: НАФИ, 2014 гг. Пользовались ли Вы когда-либо такой услугой?, % от тех, кто слышал о рефинансировании

Источник: НАФИ г.. Насколько, по Вашему мнению, защищены или не защищены ваши права как потребителя финансовых услуг?, в % от всех опрошенных !!! Только 15% россиян знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг Источник: НАФИ, гг., Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600 ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ! Защита прав потребителей финансовых услуг

Национальное агентство финансовых исследований Знаете ли Вы, какая организация является главным регулирующим органом на данном рынке и осуществляет надзор за деятельностью компаний на нем?, в % от всех опрошенных БАНКОВСКИЙ СЕКТОРСТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ Источник: НАФИ, январь 2015 г., Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600 ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА Организации, задействованные в регулировании финансового рынка

Национальное агентство финансовых исследований МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИНЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ Источник: НАФИ, январь 2015 г., Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600 Знаете ли Вы, какая организация является главным регулирующим органом на данном рынке и осуществляет надзор за деятельностью компаний на нем?, в % от всех опрошенных ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА Организации, задействованные в регулировании финансового рынка

ТЕКУЩИЕ НАСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Национальное агентство финансовых исследований Информационный фон и отношение к текущей ситуации Слышали ли Вы о проблеме валютных ипотечных заемщиков?, % респондентов Источник: НАФИ, 2015 гг. Откуда Вы узнали о данной проблеме?, % респондентов Что-то слышал об этом/ Да, хорошо знаком с данной проблемой Да, я лично столкнулся с такой проблемой Затрудняюсь ответить Нет, раньше не знал о такой проблеме

ТЕКУЩИЕ НАСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Национальное агентство финансовых исследований Информационный фон и отношение к текущей ситуации Как Вы думаете, кто в данной ситуации несет ответственность за создавшуюся ситуацию?, % респондентов Источник: НАФИ, 2015 гг. Как Вы думаете, кто в данной ситуации должен оказать поддержку заемщикам, оформившим кредит в валюте?, % респондентов ЦФО

ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ Национальное агентство финансовых исследований Отношение к финансовым институтам Скажите, насколько Вы доверяете следующим финансовым организациям?, в % от группы «полностью доверяют/скорее доверяю» Источник: НАФИ, гг. !

КАЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ Национальное агентство финансовых исследований Изменение финансовых стратегий в нестабильных условиях внешней среды Насколько Вы согласны с мнением о том, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веские основания?, % респондентов Источник: НАФИ, 2015 гг. Какие из них Вам кажутся достаточно вескими для того, чтобы решение не возвращать банковский кредит было оправданным?

КАЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ Национальное агентство финансовых исследований Осведомленность о стратегии действий в нестабильной финансовой ситуации Вы взяли кредит в банке, но через полгода ваше финансовое положение ухудшилось и Вы не в состоянии выплатить его. Куда Вы обратитесь за помощью?, % респондентов Источник: НАФИ, 2015 гг. Вспомните, приходилось ли Вам, вашим родственникам или знакомым сталкиваться с финансовыми затруднениями при выплате кредитов?, % респондентов

КАЧЕСТВО ЗАЕМЩИКОВ Национальное агентство финансовых исследований Представления о деятельности раздолжнителей Источник: НАФИ, 2015 гг. Как Вы думаете, организации, официально предлагающие гражданам платные услуги по решению проблем с выплатой кредитов, это…, % респондентов Чаще всего: Молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет – 14% Жители СФО и ДФО

«ЖИЗНЬ В КРЕДИТ» ПО МНЕНИЮ РОССИЯН Источник: НАФИ, ВЦИОМ гг. Источник: НАФИ, Национальное агентство финансовых исследований Основные мотивы кредитования – «не смогли бы накопить», «не хотели откладывать» (40%) По мнению 46-50% россиян, кредиты усложняют жизнь и экономически неоправданны 30% опрошенных считают, что ежемесячные выплаты по кредитам могут составлять 40% и более совокупного дохода семьи Знают, что такое «рефинансирование кредита» только 21% россиян Менее половины – 49% – жителей России знает, что такое кредитная история 22% трудоспособного населения страны считает, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна

ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ Национальное агентство финансовых исследований Осведомленность и отношение к новому закону Источник: НАФИ, 2015 гг. Вы знаете или слышите сейчас впервые о том, что с 1 июля 2015 г. вступает в силу закон о банкротстве физических лиц? % респондентов Скажите, Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями? % респондентов

ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ Национальное агентство финансовых исследований Осведомленность и отношение к новому закону Источник: НАФИ, 2015 гг. В законе указано, что процедура банкротства начинается при сумме задолженности более рублей. Считаете ли Вы эту сумму подходящей, либо ее следует увеличить / уменьшить? % респондентов МЕНЬШЕ БОЛЬШЕ рублей рублей

ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ Национальное агентство финансовых исследований Осведомленность и отношение к новому закону Источник: НАФИ, 2015 гг. Как Вы считаете, нужно ли ограничивать возможности человека, признанного банкротом? Если да, то в каких сферах? % респондентов

ПРОБЛЕМА «СЕРЫХ КРЕДИТОРОВ» Источник: НАФИ, ВЦИОМ гг. Источник: НАФИ, апрель 2015 Национальное агентство финансовых исследований Представьте, Вам срочно потребовались деньги и Вы обратились в банк за кредитом, но банк Вам отказал. Скажите, в какие из перечисленных организаций Вы обратитесь, а в какие – точно нет, посчитав их мошенническими? !

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Национальное агентство финансовых исследований Готовность жаловаться на плохое обслуживание Представьте реальную ситуацию: в магазине, кафе, банке или где-либо еще Вас плохо обслужили. Будете ли Вы жаловаться администратору, заполнять книгу жалоб или посчитаете это бесполезным и простой уйдете?, в % от всех опрошенных Источник: НАФИ, 2015 гг. Станут жаловаться Женщины (38%) Возраст лет (38%) Без финансовых затруднений: могут позволить себе многое (46%) Не станут жаловаться Мужчины (66%) Возраст лет (64%) Хватает на еду и одежду, но на покупку товаров длительного пользования надо копить (65%)

Национальное агентство финансовых исследований Ниже представлен список тем, которые затрагивают различные вопросы управления личными финансами. Скажите, о чем Вы хотели бы знать больше?, в % от всех опрошенных Какие законы, защищающие права потребителей существуют, и что следует делать, если эти права нарушаются 4745 На какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями 3240 Что нужно делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами 2829 Какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять 1924 По каким параметрам нужно сравнивать услуги, предлагаемые финансовыми организациями 815 Как составлять личный бюджет доходов и расходов 913 Ничего из перечисленного мне не интересно 2219 Затрудняюсь ответить 67 Источник: НАФИ, , Всероссийская репрезентативная выборка, n=1600 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ?

Национальное агентство финансовых исследований СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) , г. Москва, Мясницкая ул., д. 35, стр. 2 тел./факс +7 (495) Интернет-сайт: