Принципы, механизмы и направления модернизации системы образования А.И. Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика» IV Байкальский образовательный форум
Ключевые принципы Индивидуализация образования при сохранении его массовости Развитие многообразия при обеспечении рамочной стандартизации (результаты, программы, условия, технологии, модели ОУ, оценки) Самостоятельность и ответственность (ученика, учителя, директора, школы, региона)
Интегральное направление действий Изменение (осовременивание) общественных (в т.ч. профессионально-общественных) представлений о качестве образования (и об образовании в целом)
Изменение (осовременивание) общественных (в т.ч. профессионально-общественных) представлений о качестве образования 1.1. через нормативное закрепление всероссийской системы оценки качества образования с обязательной конкретизацией в ней: результатов образования, оценочных процедур (аккредитация, лицензирование, мониторинговые исследования результатов образования в 1-х, 5-х, 7-х, 10-х классах, итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах), требований к региональным и СОК; требований к оценочному инструментарию и экспертным процедурам оценки качества образования, примерных показателей, определяющих качество услуги (стандарты на услугу) по реализации основной образовательной программы ступени общего образования, реализуемых образовательными учреждениями в рамках муниципальных (государственных) заданий, базовых социальных условий предоставления общеобразовательными учреждениями современного качественного образования
Изменение (осовременивание) общественных (в т.ч. профессионально-общественных) представлений о качестве образования 1.2. через нормативное закрепление современных представлений о качестве образования в финансово- экономических механизмах (регуляторах) в сфере образования. Ключевые регуляторы: Норматив-средняя ЗП в экономике региона; осовремененный перечень направлений и видов учебных расходов образовательных учреждений; регулятор закупок под ФГОС; усиление стимулирующих принципов в оплате труда учителя; повышение объективности аттестации учителя (возможная ее отмена) деньги на ПК – в норматив; школе – несколько заданий;
Изменение (осовременивание) общественных (в т.ч. профессионально-общественных) представлений о качестве образования 1.3. Через поддержку инновационных сетей и сообществ, внедряющих эффективные образовательные модели, технологии, обеспечивающие детям образовательные результаты, превышающие (расширяющие, дополняющие) требования ФГОС ступеней общего образования;
Изменение (осовременивание) общественных (в т.ч. профессионально-общественных) представлений о качестве образования 1.4. через обеспечение расширения образовательного пространства школы и пространств социального действия ребенка: за счет обеспечения интеграции ресурсов общего, дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального образования; за счет внедрения современных информационных технологий в образовательную практику школ (электронный паспорт школы, электронная аккредитация школ, электронная аттестация учителей и т.д.) при обеспечении высокоскоростных каналов доступа к сети Интернет; за счет развития дистанционного образования.
Конкретные дела Конкретное дело Модели 1-n Механизмы 1-m Инфраструктура Кадры
Конкретные дела: инфраструктура Обеспечение базовых условий предоставления качественного образования во всех без исключения образовательных учреждениях, в том числе обеспечить скорость доступа в сеть Интернет в городских, базовых сельских и отдаленных школах в зависимости от количества учащихся, но не меньше чем 2 Мбит в секунду; обеспечить современную организацию сохранения здоровья школьников (школьные столовые, оздоровительные комплексы, санитарные блоки); обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным образовательным ресурсам всем учащимся школ (планшетник, электронный паспорт школы, электронный учебник, электронный дневник и т.д.); обеспечение связи закупочной деятельности с выполнением требований ФГОС ступеней общего образования
Конкретные дела: кадры системно обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений, в том числе: обеспечить каждому учителю возможность выстраивать программу своего профессионального совершенствования, получая услуги повышения квалификации на открытом рынке услуг повышения квалификации работников образования, финансируемых по подушевому нормативу; обеспечить каждому учителю прохождение стажировки на базе школ-стажировочных площадок при условии конкурентноспособности этих школ на открытом рынке услуг повышения квалификации.