Стратегия развития оценки качества образования Семченко Евгений Евгеньевич Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор
"Более объективным становится механизм Единого государственного экзамена. Конечно, дискуссии в обществе еще продолжаются по этому вопросу, не будем окончательно здесь точку ставить, но позитивное движение есть". В.В. Путин, г. Москва, май 2015 г. "Хочу, чтобы все понимали: мы не будем отказываться от единого госэкзамена, потому что весь мир использует именно такие тесты". Д.А. Медведев, г. Москва, июнь 2015 г.
Результаты ЕГЭ по учебным предметам за гг. Учебные предметы Российская Федерация Русский язык 62,565,9 Математика (профильный уровень)46,445,4 Математика (базовый уровень)-4,0 Физика 45,451,2 Химия 55,356,3 Информатика и ИКТ57,153,6 Биология 54,153,2 История 45,346,7 География 52,9 Английский язык 62,864,8 Обществознание 55,453,3 Литература 53,656,9
ЕГЭ-2015 Общеобразовательный предмет Участники Количество, тыс. чел. Доля в общем объеме, % Количество, чел. Доля в общем объеме, % Русский язык 734,1100,0678,5100,0 Литература 39,75,237,95,4 Общеобразовательный предмет Средний тестовый балл изменение Русский язык 62,565,93,4 Литература 53,657,13,5 Рост среднего тестового балла в 2015 году связан с комплексным подходом к подготовке выпускников в регионах, более ответственным отношением учеников, а также с введением сочинения Русский язык, литература-отказ от тестовой части
Анализ результатов ЕГЭ по литературе Трудности вызывали: вопросы, непосредственно обращенные к содержанию литературных произведений; задания, требующие анализа текста лирического произведения. Для значительной группы экзаменуемых характерно недостаточное знание текста художественных произведений и неумение аргументировать свои суждения.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку Трудности вызывали: разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции; применение пунктуационных и орфографических норм в письменной речи. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Поддержка русского языка в национальных республиках и школах
Анализ результатов итогового сочинения учебного года Трудности вызывали: осмысление темы и выстраивание в соответствии с ней высказываний; умение логично выстраивать мысли в соответствии с предложенной темой; способность аргументировать позицию; обоснование соотношения между тезисом и доказательствами.
ЕГЭ в сентябрьские сроки в 2015 г. Дата Экзамен 26 сентября 2015 г.Математика базовая, математика профильная 29 сентября 2015 г.Русский язык 9 октября 2015 г.Русский язык, математика базовая, математика профильная Срок подачи заявлений: с 25 августа по 12 сентября 2015 г. 2-3 ППЭ - онлайн Доставка ЭМ ГЦСС
ЕГЭ 2016 года Увеличение доли аудиторий с видеонаблюдением в режиме онлайн (+10%) Увеличение доли ППЭ с печатью КИМ в аудиториях Отказ от части с выбором ответов (история, обществознание, информатика и ИКТ)
Цель системы объективной оценки качества знаний Получение объективных данных о качестве образования и результатах обучения Принятие государственно-общественных управленческих решений по совершенствованию образовательных процессов и системы образования в целом
Дошкольное образование Оценка учителей, директоров Начальная школа Основная школа Старшая школа Национальные мониторинговые исследования (динамика ) Национальные мониторинговые исследования Международные мониторинговые исследования (PIRLS) Национальные мониторинговые исследования Международные мониторинговые исследования ( PISA, TIMSS ) Международные мониторинговые исследования (TIMSS) Национальные мониторинговые исследования ГИА-9 ЕГЭ Всероссийские проверочные работы Сочинение - допуск
Начальная школа Настоящее время Перспектива Конец 2015 г. – план мероприятий по проведению мониторинговых исследований качества образования в Российской Федерации (периодичность и направления исследований) достижение показателей подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» ГПРО PIRLS – международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), 4 класс Национальные мониторинговые исследования НИКО - национальные исследования (мониторинги) качества образования (де персонифицированные результаты) 14 апреля 2015 г. – русский язык, математика, окружающий мир (4 класс)
Национальные мониторинговые исследования НИКО - национальные исследования (мониторинги) качества образования (де персонифицированные результаты) 28 октября 2014 г. – математика (5-7 классы ) 6 октября 2015 г. – информатика, ИКТ (8-9 классы) Настоящее время TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), учащиеся 8 классов PISA - международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment); математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем, учащиеся 15-летнего возраста ICCS - международное исследование качества гражданского образования, учащиеся 8-го класса Перспектива Конец 2015 г. – план мероприятий по проведению мониторинговых исследований качества образования в Российской Федерации (периодичность и направления исследований) достижение показателей подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» ГПРО ГИА-9 Проработка вопроса об обязательных учебных предметах по выбору ГИА-9 Основная школа Национальное исследование граждановедческого образования (8 класс) – апрель 2015
План по развитию ГИА учебный год. – 2 обязательных экзамена по 2 учебным предметам по выбору учащегося (с учетом результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат), установление шкал на федеральном уровне 2018 г. – 3 учебных предмета по выбору учащегося 2020 г. – 4 учебных предмета по выбору учащегося
Настоящее время Перспектива Конец 2015 г. – план мероприятий по проведению мониторинговых исследований качества образования в Российской Федерации (периодичность и направления исследований) достижение показателей подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» ГПРО TIMSS– международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics nd Science Study), учащиеся профильных 11 классов ЕГЭ Национальные мониторинговые исследования обучающихся 10-х классов Старшая школа Изменений в отработанной процедуре ЕГЭ не будет Сочинение
Всероссийские проверочные работы 2017 г. – начальная и основная школа 2016 г. – начальная школа 2015 г. – апробация Основные принципы Единые задания КИМЕдиная система оценивания Единый день проведения Оценка школой промежуточных достижений учащихся
ВПР ГИА-9 ВПР ЕГЭ Объективность проведения оценочных процедур на всех уровнях школьного образования классы результаты Непрерывный контроль
Мониторинг уровня освоения образовательных программ студентов-первокурсников Мероприятия по развитию оценочных процедур Мониторинг уровня освоения образовательных программ высшего профессионального образования (бакалавриат) Сентябрь 2015 года –подведение итогов проекта по экспертному анализу уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в субъектах Российской Федерации с учетом внедрения концепции нового учебно- методического комплекса по отечественной истории, Ноябрь 2015 года – продолжение проекта по исследованию профессиональных компетенций учителей русского языка и математики Оценка работы педагогов на соответствие проф.стандарту (повышение заработной платы должно соответствовать уровню качества образования) Предмет оценивания? Кем оценивается? (Российский союз ректоров, работодатели и т.д.)
График проведения исследований качества образования (ближайшее время) График проведения исследований качества образования (ближайшее время) Дата ИсследованиеПримечание октябряНИКО: исследование качества образования в сфере ИТ 8 классы 8 октябряНИКО: исследование качества образования в сфере ИТ 9 классы 10 – 11 ноября Исследование профессиональных компетенций учителей русского языка и математики 8, 15 декабря Всероссийские проверочные работы – апробация (русский язык, математика, 4 или 5 классы) мартаНИКО: история, обществознание 6 класс В течение года запланировано проведение лонгитюдного исследования качества дошкольного образования (проводится в течение двух лет) 24 мартаНИКО: история, обществознание 8 класс 12, 14, 19, 21 апреля Всероссийские проверочные работы (4 класс – три предмета, 5 класс – четыре предмета) апреля Международные исследования качества образования: PIRLS, ICCS мая Исследование профессиональных компетенций учителей литературы и истории июнь ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат) 4 октябряНИКО: иностранные языки 5 класс 6 октябряНИКО: иностранные языки 8 класс
НИКО В рамках проекта «Развитие процедур оценки качества образования в начальной и основной школе, включая мониторинговые исследования в гг.» В соответствии с приказом Минобрнауки России от «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся» запущены Национальные Исследования Качества образования (НИКО), В рамках НИКО предусмотрено проведение в гг. мониторинговых исследований: качества математического образования в классах (28 октября 2014 г.); качества начального общего образования по русскому языку, математике, окружающему миру (апрель 2015 г.); качества образования в области информатики и информационно- коммуникативных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.).
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений На федеральном уровне для совершенствованию преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей На региональном и муниципальном уровне для совершенствования преподавания учебных предметов Образовательными организациями для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка Родителями и детьми Не допускается использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования
28 октября 2014 г. Математика (5-7 классы ) 14 апреля 2015 г. 14 апреля 2015 г. Русский язык, математика, окружающий мир (4 класс) 6, 8 октября 2015 г. Информатика, ИКТ (8-9 классы) График национальных исследований качества образования График национальных исследований качества образования
СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО Регионов принимающих участие в исследовании – 71 субъект Российской Федерации Общеобразовательных организаций принимающих участие в исследовании – 417 школ Участников исследования – обучающихся, из них 5 класс – обучающихся 6 класс – обучающихся 7 класс – обучающихся Математика
5 класс. Выполнение заданий. Задание 10 Выполнение: 89,1 % - 90,4%. Среднее: 89,7 % 89,3%
5 класс. Выполнение заданий. Задание 11 Выполнение: 23,4 % - 43,4%. Среднее: 34,4 % 23,4%
7 класс. Выполнение заданий. Задание 8 Выполнение: 39,7 % - 64,8%. Среднее: 57,6 % 39,7%
7 класс. Выполнение заданий. Задание 13 Вид: знание правил Выполнение: 11,3 % - 35,5%. Среднее: 23,2 % 11,3% 35,5%
7 класс. Выполнение заданий. Задание 16 Вид: знание правил Выполнение: 2,4 % - 16,6%. Среднее: 5,4 % 2,4% 16,6%
НИКО математика 5-7 классы Проблемы уже запрограммированы на уровне 5-7 классов Проблемы уже запрограммированы на уровне 5-7 классов Рост оценок «3» с 20-25% в 5 классе до 40-50% в 7 классе o Отметка не инструмент решения проблем, а ярлык «неспособного» o Необходимо своевременно решать проблемы подготовки Неготовность к освоению программы влечет неэффективность o Использования времени ребенка o Использования государственных средств ЕГЭ 2014 сделал явным, видимым Существенные пробелы в подготовке значительной части выпускников, высокие риски неуспешности на экзамене Неэффективность уроков в классах для почти половины выпускников o Не только по математике Существенный фактор – несформированность общеучебных умений Неумение понять условие задачи, ответить на вопрос Неумение анализировать информацию Неумение сопоставить результат с условием Неумение провести прикидку, оценку, да и просто применить здравый смысл
СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НИКО Регионов принимающих участие в исследовании – 80 субъектов Российской Федерации Общеобразовательных организаций принимающих участие в исследовании – 1499 школ Участников исследования – обучающихся Русский язык Математика Окружающий мир Начальная школа
НИКО в начальной школе Соответствие ФГОС (1 класс во всех школах – с 2011 года) Соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов в начальной школе Учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества Отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения общего развития, так и с точки зрения продолжения образования в основной школе Использование инновационных технологий Облачные технологии обработки Аттестация экспертов перед проверкой работ Он-лайн проверка работ Учёт возрастных особенностей обучающихся начальной школы Отсутствие отдельных бланков ответов, ответ или решение – рядом с заданием
НИКО в начальной школе. Общие результаты Четвероклассники в целом хорошо справились с работами по всем трем предметам.
НИКО Русский язык Наиболее проблемные зоны: уровень практической грамотности, понимание текста.
НИКО Окружающий мир Наиболее проблемные зоны: работа с графической и визуальной информацией (таблицы прогноза погоды, карты, изображения животных, схематическое изображение человека), развитие логического мышления и коммуникативных умений (в частности, умения объяснять свой выбор, свое мнение).
НИКО Окружающий мир - примеры Выполнение – 72% Выполнение – 67%
НИКО Математика Наиболее проблемные зоны: арифметические действия, умение внимательно прочесть условие и выполнить задание в точном соответствии с ним, умение рассуждать логически, способность проверить решение и ответ и исправить допущенные ошибки.
НИКО Математика. Сравнение результатов 4 и 5-7 классов
НИКО Математика - примеры 4 класс. Выполнение – 43%7 класс. Выполнение – 26%
Связь средних баллов НИКО и результатов ЕГЭ по русскому языку Результаты НИКО выше в субъектах РФ, где более высокие результаты ЕГЭ по русскому языку. Это же справедливо для ЕГЭ по математике и для ЕГЭ по обществознанию.
Предпочтения школьников Больше всего школьники любят узнавать что-нибудь новое и общаться с одноклассниками.
Занятия в системе дополнительного образования Самое распространенное занятие помимо школы – спортивная секция.
Связь успехов в освоении учебных предметов с занятиями в системе дополнительно образования Школьники, занимающиеся в каких-либо секциях, кружках и т.п., написали работу лучше, чем те, кто нигде не занимается.
Связь средних баллов НИКО и квалификационных категорий учителей Внутри каждого кластера результаты учителей высшей категории – самые высокие. Но в разных кластерах эти результаты сильно различаются.
Краткие выводы Выпускники начальной школы успешно справляются с программой начального общего образования. Данный вывод согласуется и с результатами сравнительных международных исследований, проводимых в России. Проблемы, выявленные Национальным исследованием, не являются критичными, но служат сигналом для учителей основной школы: важно ставить реалистичные и понятные школьнику и его родителям цели обучения, способствовать выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Результаты Национального исследования показывают наличие высокого интереса к учебе со стороны детей и их семей. Необходимо способствовать поддержанию этого интереса и в основной школе. Можно констатировать наличие существенной разницы в подготовке учителей начальной школы в разных группах субъектов РФ. Необходимо совершенствовать систему переподготовки и аттестации учителей.
Комплексный анализ результатов диагностических процедур, ЕГЭ, ГИА-9, НИКО и ВПР позволит получить разносторонние характеристики качества российского образования Комплексный анализ результатов диагностических процедур, ЕГЭ, ГИА-9, НИКО и ВПР позволит получить разносторонние характеристики качества российского образования
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!